ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПЯМЯТНИКОВУ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
(ВООПИиК)
IX съезд г. Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ XV КОНФЕРЕНЦИИ МГО ВООПИиК (23 мая 2007 г .)

XV -я отчетно-выборная конференция Московского городского отделения Всероссийской общественной организации ВООПИи К постановила ( единогласно ) :

Обсудив отчётный доклад о работе совета в период с июня 2002 года по май 2007 года, XV -я отчетно-выборная конференция Московского городского отделения ВООПИиК отмечает, что работа Общества проходила в трудных, всё осложняющихся условиях перемен в государственной, экономической, правовой и социальной жизни страны, которые коренным образом повлияли на направление дела охраны наследия истории и культуры Отечества.

Историко-культурное наследие, понимаемое ранее как общенародное достояние и предмет общенародной заботы, ныне оценивается как объект имущественных отношений, допускающий частное присвоение (приватизацию), и всё более оказывается вовлеченным в систему рынка и рыночных отношений. Заметно снизился охранный иммунитет памятников истории и культуры. Переход к рыночным отношениям объективно способствовал дифференциации и противопоставлению духовно-нравственных ценностей и интересов, связанных с сохранением национального наследия, – экономическим интересам, породив ряд негативных тенденций по отношению к культурным ценностям и духовным традициям. Значительно осложнились условия общественной деятельности, в т.ч. в сфере охраны памятников. Особую озабоченность вызывает заметное снижение культурного уровня молодежи, слабая постановка дела исторического воспитания и образования.

Москва включена в специальный список исторических городов, которые должны охраняться в соответствии с действующим законодательством. В центре столицы, по данным ВООПИиК, под охраной находится 4146 памятников истории и культуры, в том числе 1894 памятника архитектуры, 790 – истории, 313 – археологии 112 памятников садово-паркового искусства, 850 исторических некрополей (памятные захоронения и ценные надгробья), 187 памятников монументального искусства. В городе выделены 9 заповедных зон, куда включены улицы с наиболее сохранившимися планировками: Китай-город, Остоженка, Кропоткинская, Арбат, Поварская, Петровка–Кузнецкий мост, Никитские улицы, Маросейка-Покровка, Замоскворечье.

Исторический центр столицы, ограниченный Камер-Коллежскими валами, занимает около 3 процентов от общей площади города, но здесь сосредоточено 65 процентов отдельных памятников культуры Москвы и 85 процентов из 12,5 тысяч объектов историко-градостроительной среды, входящих в состав комплексных охранных зон города. Это здания традиционной московской архитектуры, определяющие историческое лицо столицы.

По данным Счётной Палаты РФ в настоящее время на территории города Москвы находятся 3258 объектов недвижимости, отнесённых к памятникам истории и культуры, из которых 2986 объектов находятся в государственной и 272 – в частной собственности. В соответствии с историко-культурным значением 1494 объекта недвижимости относятся к памятникам федерального значения, 345 – регионального и 1419 – к вновь выявленным памятникам.

По недавно утверждённым Федеральным законам от 29 декабря 2006 г . N 258-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий » и от 18 декабря 2006 г . N 232-ФЗ « О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации » распределена собственность на 1100 объектов культурного наследия, из них 544 объекта должны быть закреплены в федеральную собственность – в основном, это здания, в которых расположены федеральные учреждения и службы, и в городской собственности – 519 зданий, при этом 37 объектов пока остаются спорными.

В результате направленных усилий государственных органов охраны памятников, многолетне последовательно рекомендованных нашим Обществом, в Москве разработан и внедрён целостный комплекс организационных и правовых мер, направленных на обеспечение сохранности историко-культурного наследия. К таковым можно отнести:

– развитый комплекс действующих законодательных актов столицы (Устав города Москвы, Закон о градостроительной деятельности в Москве, Закон « Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры г. Москвы », Закон « Об особо охраняемых природных территориях города Москвы », « Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве » ; « Об ответственности за нарушения правил охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры г. Москвы » и пр.);

– наличие специально уполномоченного государственного органа охраны памятников в статусе правительственного органа (в настоящее время – Комитет по культурному наследию г. Москвы);

– сеть действующих общественных советов и комиссий, связанных с рассмотрением градостроительных вопросов на исторических территориях города (Общественный совет при мэре Москвы, Градостроительный совет Москомархитектуры, Общественно-консультативный совета при главном архитекторе города, Центральная комиссия по сохранению зданий на исторических территориях города, Регламентные комиссии при главном архитекторе, Научно-методический совет и профильные Экспертные комиссии Москомнаследия и пр.);

– комплекс утверждённых правительственными постановлениями мер регламентного ограничения градостроительных мероприятий (постановления о комплексных охранных зонах московского Кремля, в пределах Бульварного кольца, Садового кольца, Камер-Коллежских валов и до границы МКАД, постановления, утвердившие систему сохранения зон с бассейнами видимости выдающихся памятников истории и культуры города, введение нормативных линий ланшафтно-визуального ограничения высотности строительства и пр.);

– наличие развитой современной научно-реставрационной базы, как в проектной, так и в производственной составляющих;

– бюджетное ассигнование реставрационных мероприятий на памятниках истории и культуры, городское финансирование реставрации и содержания выдающихся историко-культурных и музейных комплексов; и др.

В городе проводится масштабная градостроительная реконструкция, нацеленная на преодоление современных многочисленных проблем жизнедеятельности мегаполиса: социальных, транспортных, жилищно-коммунальных, инженерных, реновационных (проблем обеспечения современных функций в использовании застройки исторических кварталов). Одной из наиболее сложных в техническом и градостроительном отношении является задача транспортного обеспечения города. Современное градостроительство Москвы отличает амбициозный характер, в городе реализован, реализуется и продолжает проектироваться, включая территорию исторического центра, ряд комплексных индивидуальных объектов повышенной этажности, претендующих на уникальность и призванных подчеркнуть равноценное положение столицы РФ среди передовых в экономическом отношении столиц мира. Ряд проблем современного московского градостроительства вытекает из ошибочного отказа от принципов генерального проектирования развития города, принятого взамен ему принципа «инвестиционного мониторинга».

Проблематика сохранения историко-культурного наследия Москвы имеет двойственный характер и вытекает как из очевидных трудностей и противоречий взаимосогласования современного градостроительства в столице и необходимых мер обеспечения сохранности исторического облика города, так и возникшего осложнения в виде неопределённости имущественного статуса (принадлежности) зданий-памятников федеральной категории охраны.

К наиболее животрепещущим проблемам в этой области относятся:

– практика нового строительства на исторических территориях, включая ответственные участки непосредственно в центре города, исходя из принципа «инвестиционной привлекательности», что привело к целому ряду градостроительных ошибок, заметно исказивших исторический облик столицы;

– перегрузка в силу тех же причин исторических территорий города строительством новых офисных и торговых центров, не только дисгармонирующих с традиционной средой, но и усиливающих негативное влияние транспортных потоков в центре, не обладающего каким-либо резервом пропускной способности;

– отсутствие утверждённых подзаконных актов к Федеральному Закону № 73 « Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации »;

– отсутствие опубликованных государственных списков объектов, состоящих под охраной государства, а также ограничения на информацию о памятниках истории и культуры, установленные постановлением Правительства Москвы, что привело к значительным разночтениям и по количеству, и по составу охраняемых государством объектов, а также вновь выявленных памятников истории и культуры;

– заметное расхождение между утверждёнными (действующими) нормативными требованиями и практикой реализации градостроительных мероприятий, ведущих к физической утрате ценных объектов городской среды. (МГО ВООПИиК отмечает снос в последние 15 лет 641 объекта, пользовавшегося тем или иных охранным статусом, включая около 200 памятников истории и культуры);

– вовлечение в сферу производства реставрационных и ремонтно-восстановительных мероприятий, включая их проектирование, неспециализированных кадров и организаций и, как следствие, внешне декоративный характер «ремонтов» и «реставраций» большинства ценных исторических зданий и даже памятников истории и культуры;

– разрушение действовавшей на протяжении десятилетий системы подготовки кадров в области искусствознания и специалистов реставрационного производства.

Отдельной проблемой современного положения дел в столице следует признать ширящееся общественное неприятие проводимых в столице градостроительных мероприятий, явно выраженный протестный характер общественных акций, что значимо сужает возможности содержательного, именно хранительного общественного участия в охране памятников.

Конференция отмечает, что, несмотря на принятие ряда городских законодательных актов об охране памятников истории и культуры и постановлений Правительства Москвы по учреждению границ комплексных охранных зон и заповедных территорий, охватывающих до 40 процентов современной столицы, обеспеченность сохранности культурно-исторических ценностей и историко-градостроительного наследия заметно снизилась. Общественность более не хочет мириться с утратами памятников истории и культуры, что стало совсем нередким явлением в жизни столицы. Власти Москвы, похоже, избрали методику так называемого «сноса с последующим воссозданием» объектов наследия и исторической застройки чуть ли не единственным средством их «сохранения».

Ко многим нерешенным в прошлом проблемам добавились новые: сокращается объём государственных средств, направляемых на реставрацию памятников, их содержание и благоустройство, прекратилось государственное финансирование реставрационных организаций, теряются кадры реставраторов. Резко снизился статус нормативных положений по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры. Нарастают объёмы планируемого сноса ценной исторической застройки, по постановлениям Правительства города продолжают уничтожаться памятники истории и культуры, состоящие под охраной государства, часто под видом последующего «воссоздания». В центре Москвы продолжается проектирование и строительство десятков новых высотных зданий, резко диссонирующих с исторической средой и способных окончательно разрушить исторически сложившийся облик города. Этому активно способствует современная практика реконструкции центра целыми историко-градостроительными зонами. Продолжается процесс градостроительного «освоения» территорий памятников, архитектурных комплексов и их охранных зон, включая охранную зону Кремля и ближайшую к центру часть Замоскворечья.

В критическом инженерном и техническом состоянии по-прежнему находится массовая застройка исторического центра города, формирующая сложившийся облик Москвы. Так, из 9500 зданий в пределах Садового кольца до 3500 из них находится в тяжёлом техническом состоянии, саморазрушаются. Вместо предлагаемой регенерации исторических зон города наиболее часто используется приём простого сноса старых зданий с последующей дисгармонирующей застройкой, что особенно показывает себя в заповедных зонах города (Замоскворечье, Петровка, Остоженка, Арбат, Сретенка…). Программы сохранения исторического архитектурно-градостроительного комплекса столицы поставлены в зависимость от особенностей городской инвестиционной политики. По-прежнему не решены вопросы комплексного обеспечения сохранного содержания и использования исторических усадебных и парковых комплексов, а там, где эти меры предпринимаются, отмечается целый ряд прямых нарушений требований законодательства (Кузьминки, Царицыно, Люблино, «Нескучный Сад» и др.).

Не обеспечен в полной мере требуемый комплекс охранных и исследовательских мероприятий по археологическому наследию города, что часто сопровождается утратами остатков древних сооружений при проведении реконструктивных работ по инженерным коммуникациям.

Резко изменились условия общественной деятельности. Заметно снижена заинтересованность государственных органов в общественном содействии (в т.ч. профессиональном) в рассмотрении и решении вопросов охраны памятников, неуклонно сокращается численность экспертных общественных комиссий и общественно-методических органов. Например, остаётся практически не востребованной шефская добровольная помощь в реставрации и благоустройстве памятников и их территорий.

* * *

Конференция отмечает, что работа Московского городского отделения Общества строилась в плане выполнения решений VIII -го съезда Общества, сообразно меняющимся условиям. Главными направлениями работы Общества в отчётный период были: обеспечение активного общественного участия в охране памятников, борьба за сохранение отдельных, наиболее ценных и значимых памятников (Московский Кремль, Коломенское, «Нескучный Сад», застройка заповедных зон и др.), формирование финансовой устойчивости Московской городской организации Общества, развитие структуры общественных формирований.

Деятельность Московского городского отделения ВООПИиК в подотчётный период носила преимущественно традиционный характер и была направлена на сохранение разнообразных форм нашего участия в охране памятников истории и культуры.

Основными направлениями деятельности Московского городского отделения ВООПИиК были:

– общественный контроль за состоянием памятников;

– общественная экспертиза проектов застройки, реставрации и реконструкции, как отдельных зданий, так и различных территорий города, проектов комплексных зон охраны памятников, их корректировка;

– участие в работе городских советов и комиссий;

– популяризация исторического и культурного наследия в выставочной и лекционно-экскурсионной формах;

– издательская деятельность;

– работа по укреплению и расширению массовой основы Общества;

– организация добровольной помощи в проведении реставрационных работ и благоустройстве объектов культурного наследия (как в Москве, так и в ближайшем Подмосковье);

– организация выездного реставрационного отряда (д. Масельга Каргопольского р-на Архангельской области);

– обеспечение работы общественных музеев при МГО ВООПИиК (Владимира Ивановича Даля, общественного музея «Слово о полку Игореве» и общественного музея при Есенинском обществе «Радуница»);

– взаимодействие и координация работы с общественными движениями в защите памятников истории и культуры и зон их охраны;

– новой стороной пропагандистской деятельности стало обеспечение самостоятельной странички МГО ВООПИиК ( www . russist . ru ) в сети Интернет.

Отделение в финансовом и кадровом отношении стабильно, пользуется устойчивым общественным авторитетом.

Вместе с тем, деятельность МГО Общества, потерпевшего значительное сокращение своей массовой основы, при свойственном нашему времени оттоку из сферы общественной деятельности квалифицированных специалистов не может быть оценена как сомасштабная существующим негативным процессам в области охраны культурно-исторического наследия столицы. По-прежнему значительная общественная активность в области заботы о сохранении памятников Москвы проявляет себя вне координации с Московским городским отделением ВООПИиК, в частности, и по причине недостаточной работы МГО Общества.

В отчётный период массовая основа Общества в Москве сохранилась на уровне 5 тысяч индивидуальных членов Общества и около 100 организаций – коллективных членов и первичных подразделений. Вместе с тем, Общество сохранило себя как общественный орган охраны памятников, по-прежнему принимая активное участие в работе городских экспертных и методических комиссий, в рассмотрении проектных решений и проектов законодательных актов по охране историко-культурного наследия, продолжая осуществлять общественный контроль за сохранностью и состоянием памятников истории и культуры, исторической застройки города, в основном, – силами Общественной Инспекции МГО ВООПИиК.

Значительным успехом многолетней работы МГО стала разработка и утверждение Правительством Москвы зональных проектов комплексных заповедных и охранных зон памятников истории и культуры. Президиум совета принимал активное участие в разработке и обсуждении отдельных разделов Генерального плана г. Москвы. При непосредственном участии Московского городского отделения велась разработка городского Закона «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры города Москвы», где по настоянию Общества введен принципиально новый раздел об охране исторического центра столицы как памятника истории градостроительного искусства. МГО Общества привлекалось в качестве эксперта по проекту городского Закона «Об музейном фонде города Москвы», городскими властями принято наше предложение об установке памятника Владимиру Ивановичу Далю у его исторического дома на М.Грузинской ул., где продолжает действовать музей именитого исторического деятеля.

Важнейшим успехом работы общественности с участием МГО ВООПИиК явилась отмена по решению Верховного Суда решения о новом жилом строительстве на территории «Нескучного Сада» и попыток корректировки его границ.

Одним из наиболее успешных направлений работы МГО Общества стало развитие самостоятельной музейной деятельности. При МГО ВООПИиК успешно действуют Музей Владимира Ивановича Даля, общественный музей «Слово о полку Игореве», проводящий свою работу в тесном контакте с Есенинским Обществом «Радуница» на базе Москворецкого районного отделения, а также музей и Клуб любителей живописи Константина Васильева, учреждённый Московским городским отделением.

По инициативе и при участии Секции памятников музыкальной культуры (председатель – народный артист СССР А.Ф.Ведерников) реставрирована опера «Хованщина», постановка которой ныне осуществлена Большим Академическим театром. В Москве продолжали проходить учреждённые МГО Общества традиционные фестивали русской духовной музыки, положившие начало систематическому смотру хоровых коллективов духовного пения, а также фестивали колокольного звона в храмах города.

Продолжилась работа по организации субботников и воскресников Секцией по шефству над памятниками истории и культуры.

Получила продолжение исследовательская и краеведческая деятельность. Активом специалистов архивного дела МГО Общества подобраны комплексные документальные описания ряда памятников Москвы, в основном, – храмового зодчества: Казанского собора на Красной площади, храма Пророка Илии на Воронцовом Поле, церкви Софии-Премудрости Божией в Средних Садовниках, храма святителя Николая в Новой слободе и храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках. Состоялось более 200 публикаций различных статей членов Общества в средствах массовой информации, в основном, – критического характера. Значительный резонанс получили статьи В.К.Фатеева « Против лома » и « Против лома-2 », с подборкой более полутора сотен примеров сноса памятников истории и культуры в Москве. В качестве приложения к Вестнику МГО « Московское Общество » вышли в свет подготовленные МГО Общества: книга воспоминаний Ю.А.Романовой « Прошедших дней очарованье », альбом творческих графики А.С.Уранова « По России и Советскому Союзу », сборник работ В.А.Солоухина, « Указатель московских церквей » А.Александровского, трёхтомник воспоминаний К.Г.Левыкина « Памятью сердца в минувшее », « Деревня Левыкино и её обитатели » и « Мой университе т», учебное пособие по москвоведению « Энциклопеция Москвы ». Военно-исторической комиссией МГО ВООПИиК издается серия « Танковые сражения », вышло в свет 7 выпусков. Подготовлен к изданию сборник статей Вадима Павловича Апенина по вопросам сохранения историко-культурного наследия столицы.

В результате многолетней работы актива Секции памятников науки и техники в Москве удалось открыть Музей городского транспорта, куда собраны более 20 образцов транспортных средств, начиная с вагона первой конки, выявленных и тщательно сбережённых активом Общества.

Продолжалась работа по выявлению и паспортизации ранее неучтённых памятников города, предложено к постановке под охрану государства 36 зданий. В связи с неясностями политики учёта памятников истории и культуры Москвы выявлена значительная разница разновремённых списков принятых под охрану государства объектов, МГО ВООПИиК организована продолжающаяся ныне сверка имеющихся государственных списков с соответствующими решениями государственных органов власти за период 1949–2007 гг.

Особенным направлением работы МГО Общества является шефство над Казанским Собором на Красной площади, воссозданным по инициативе и при участии ВООПИиК. В отчётный период под руководством искусствоведческого актива МГО ВООПИиК проведено обновление росписей соборного храма-памятника. Оказывалась практическая помощь в передаче храмов общинам Русской Православной Церкви, их последующем воссоздании и обустройстве.

Вместе с тем, в работе МГО Общества имеются значительные недостатки. Московская городская организация оказалась неготовой к проходящим в стране политическим, социально-экономическим и пр. переменам, не сумев предотвратить значительный спад массовости городской организации, утраты ряда первичных подразделений. МГО ВООПИиК не сумело выступить координатором всей проводимой в Москве работы по сохранению памятников по линии деятельности общественных организаций. Наблюдается отток профессиональных сил от участия в деятельности по охране памятников. Несмотря на проведённую работу, МГО не сумело использовать средства массовой информации для основательной популяризации своей деятельности.

МГО ВООПИиК не решён вопрос организации полной структуры районных отделений – как действующих общественных объединений на территории районных Управ. Доходы МГО Общества всё ещё недостаточны для решения целевых уставных задач – охраны и реставрации памятников, пропагандистских акций и мероприятий. Как следствие, в отчётный период МГО ВООПИиК не сумело принять участие в финансировании реставрации и благоустройства памятников города, расходуя имеющиеся средства лишь на содержание и ремонт используемых помещений, в том числе «Дома Телешева» и бывшего театра «Тиволи».

Конференция отмечает как всё ещё недостаточную деятельность Общества по привлечению молодежи к сохранению памятников. Недостаточно используются возможности Общества в проведении массовых общегородских мероприятий, включая празднования юбилейных дат.

27 февраля 2007 года Президиум Центрального совета Общества заслушал отчёт МГО ВООПИиК о работе с памятниками истории и культуры, одобрив в целом деятельность Московской городской организации ВООПИиК.

XV -я отчетно-выборная конференция Московского городского отделения ВООПИиК постановляет :

1. Признать работу совета МГО ВООПИиК в отчётный период удовлетворительной.

2. Утвердить доклад Ревизионной Комиссии.

3. Считать главной задачей дальнейшей работы совета МГО, его районных отделений и организаций – обновление работы Московской городской организации в целом, как общественного органа охраны памятников, создание на базе МГО ВООПИиК экономически укрепленного действующего центра поддержки и развития общественных инициатив, направленных на сохранение и возрождение историко-градостроительного и культурного наследия, традиций и духовных ценностей.

Совету МГО ВООПИиК рассмотреть вопрос о совершенствовании мер общественного участия в обеспечении охраны историко-градостроительного наследия столицы, имея в виду добиться исключения случаев сноса памятников истории и культуры, как и застройки их территорий.

Активизировать привлечение общественности к участию в охране и использовании памятников, обратив особое внимание на необходимость предупредительных мер, исключающих возможность сноса или нанесения ущерба памятникам истории и культуры. В целях активизации содействия Общества государственным органам в контроле за состоянием памятников согласовать с Комитетом по культурному наследию г. Москвы вопрос об утверждении в статусе общественных инспекторов – специалистов, рекомендуемых Президиумом совета Московского городского отделения.

4. Считать необходимым восстановить полную организационную структуру Общества в округах и районах Москвы, сообразно современному территориальному делению города и используя практику сбора индивидуальны и коллективных, благотворительных членских взносов с целевым назначением для охраны и восстановления памятников.

Приоритетным направлением деятельности подразделений Общества в Москве должна стать работа с детьми и подростками, основанной на воспитании бережного отношения к историко-культурному и природному наследию, уважения к истории своего Отечества.

5. Поручить Президиуму совета:

– провести анализ состояния учета и благоустройства воинских захоронений на кладбищах Москвы в целях дальнейшего исправления имеющихся недостатков;

– рассмотреть вопрос о серийном издании материалов по современному столичному краеведению;

6. Продолжить оказание методической помощи в вопросах воссоздания исторического комплекса Казанского Собора, а также другим общинам передаваемых храмов с учётом научной методики восстановления памятников храмового зодчества.

 

 

 

 


http://www.russist.ru