СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ московский

Руссист>>>Московский Патерик>>>ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ВОЛОКОЛАМСКИЙ

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ВОЛОКОЛАМСКИЙ
икона с сайт Православие.ру
Домовый храм во имя прп. Иосифа Волоцкого.

 

9 (22) сентября
ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ВОЛОКОЛАМСКИЙ

Мирское имя преп. Иосифа было Иван Санин. Род Саниных вышел из Литвы и обосновался около города Волоколамска, где имел несколько деревень и сёл. В семье его было строгое церковное направление. Учился Иван Санин в монастыре, и с детства его влекло к монашеству. Дружил он только с юным князем Борисом Кутузовым, который впоследствии постригся с именем Авраамия. Двадцати лет Иван Санин, с разрешения родителей, пошёл познакомиться с окрестными монастырями с целью поступить в один из них.
Старец Варсонофий Тверской (2 марта) сказал ему: “Иди в Боровск к старцу Пафнутию” (1 мая). Старца Пафнутия юноша застал за рубкой дров. Умилённый этим, он бросился умолять постричь его, что мудрый Пафнутий и сделал, дав ему имя Иосиф.
Как бы ни были, родители его подготовлены к уходу сына из мира, они были потрясены, и отца его разбил паралич. Преп. Пафнутий и братия отнеслись к горю нового инока сочувственно и послали матери утешительное письмо. А отца его преп. Пафнутий немедленно принял в свой монастырь, постриг его и поручил заботам преп. Иосифа, и Иосиф в течение 15 лет, до самой его кончины, ухаживал за парализованным отцом. Мать же его Марина стала монахиней Марией Волоколамского женского монастыря. За ними ушли в монашество и прочие сыновья, кроме одного. Это были тверской епископ Акакий, ростовский – Вассиан, а впоследствии и брат их Елеазар, получивший имя Евфимий. Два племянника преп. Иосифа – Досифвй и Вассиан, получившие фамилию Топорковых, стали монахами-иконописцами и расписали церковь Волоколамского монастыря вместе со знаменитым иконографом Дионисием, учеником Андрея Рублёва (Дионисий создал фрески Ферапонтовского монастыря). Вассиан Топорков стал потом епископом Коломенским. К этому надо прибавить, что дед и бабка преп. Иосифа, родители его отца, также приняли монашество: среди ближайшей его родни насчитывалось 14 мужских имён монашеских и лишь одно мирское, а четыре женских – все монашеские.
Пройдя все монашеские послушания, преп. Иосиф был поставлен на клирос. Представительный, благообразной наружности, он обладал звучным голосом, большой начитанностью и прекрасной памятью и подходил как нельзя более для этого послушания.
“Когда умер преп. Пафнутий, игуменом монастыря стал, по воле Великого Князя Ивана III, преп. Иосиф. Но он хотел ввести в монастыре более строгий устав, и между ним и некоторыми из братии возникли недоразумения. Тогда преп. Иосиф предпринял путешествие по другим монастырям, чтобы изучить возможности осуществить свой идеал. Путешествие это он описал в своём “Просветителе”. Более всего привлёк его внимание устав Кирилло-Белозерского монастыря. В его отсутствие пафнутьевские монахи просили Великого Князя назначить им другого игумена, но он решил ждать возвращения Иосифа...
Вернулся Иосиф менее чем через год. Ропот братии прекратился, но он сам решил оставить монастырь и основать задуманную им обитель на новом, диком, нетронутом и безлюдном месте. Место это скоро нашли в Волоколамском княжестве, недалеко от, родовой отчизны семьи Саниных, деревни Спировской. Она отошла к местному князю в силу пострижения в монахи всех её владельцев, и теперь князь даровал её новому монастырю. По взгляду преп. Иосифа, требовалось от монаха не отречение от земного блага, а посвящение его Богу. Князь же Борис Васильевич Волоколамский, родной брат Великого Князя Иоанна III, был во всём единомышленником преп. Иосифа. Он и стал покровителем нового монастыря. Он дал для создания его рабочие руки и обязался кормить первых насельников обители.
Преп. Иосиф был человек сильный и трудоспособный, первый на всех работах. Начался приток братии от всех сословий: от князей, бояр и простолюдинов. С ними стали притекать и средства: деньгами и натурой. Монастырь развивался со сказочной быстротой.
Был случай, когда в монастырь явился князь Андрей Голенин со свитой. Он скрыл от неё своё намерение и вошёл в церковь один. Но скоро оттуда вышел монах и сообщил свите, что князя Андрея больше нет, а есть инок Арсений. Свита была поражена горем и, отказавшись от предложенного угощения, покинула монастырь, Но вскоре некоторые из особенно любивших его приближённых вернулись и последовали его примеру.
С вельможами и княгинями преп. Иосиф вёл переписку, поучая их доброй жизни и милосердию к бедным. От этого весь духовный уровень окрестной местности повысился. Бедным крестьянам преп. Иосиф помогал, покупая им то лошадь или корову, то необходимую для хозяйства соху и т.д. По мере усиления благочестия повысилось и благосостояние крестьян. Но наступил голодный год. Тогда преп. Иосиф открыл даром монастырские житницы, и к нему хлынули тысячные толпы. Ежедневно, кроме раздачи хлеба, кормилось 500 человек. Брошенных детей преп. Иосиф принимал на воспитание. Но монастырские средства и запасы иссякли, пришлось прибегнуть к займам. Тогда щедрую помощь голодавшей обители оказал Великий Князь Василий III.
Дисциплина в монастыре была суровая и воспитывала выдающихся подвижников. Таких, например, как инок Нил из рода князей Смоленских и инок Дионисий из рода князей Звенигородских. Последний работал в хлебной за двоих и полагал в день до 300 поклонов. Все без исключения носили под одеждой власяницу и в церкви в самую суровую стужу стояли без тёплого платья. При этом следует принять во внимание, что храмы в те времена практически не отапливались. Из позднейших постриженников обители – после кончины преп. Иосифа – известны святители Гурий и Герман, просветители Казани.
Был такой случай: юный князь Иоанн Волоколамский, сын Бориса Васильевича, умер без покаяния. Преп. Иосиф своей молитвой оживил его, исповедовал, причастил Святых Тайн, и Иоанн тихо скончался.
Преп. Иосиф принимал участие в Соборах 1490 и 1503–1504 годов. Тогда обсуждалась ересь жидовствующих, занесённая с Запада евреем Схарием. Она имела сильных покровителей. Но преп. Иосиф своей энергией и ревностью добился того, что ересь была осуждена, а потом и совсем исчезла. Кроме того, на Соборах 1503 и 1504 годов был поднят вопрос о праве монастырей владеть имуществом и землями. Против этого права выступил преп. Нил Сорский (7 мая) во имя соблюдения монашеского обета бедности. Преп. Иосиф был сторонником другого мнения: он доказывал, что имущество монастырям необходимо для служения бедным. Его точка зрения победила.
В последние дни своей жизни преп. Иосиф так ослабел и одряхлел, что его носили на руках в церковь. Скончался он 9 сентября 1515 года во время службы. Погребли его в монастырской церкви, а 1 июня 1591 года он был причислен к лику святых.
Чтобы познакомить читателей с творениями преподобного Иосифа, предлагаем здесь несколько душеполезных наставлений из его “Просветителя”:
“Прежде всего возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всем умом твоим и крепостию; пусть не отлучает тебя от любви Божией ни жизнь, ни смерть, ни настоящее, ни грядущее. Пусть все правила и привычки твои будут угодными Богу. Мало говори и много размышляй; не будь дерзок в слове, не излишествуй в беседе, не будь дерзок в смехе, украшайся стыдливостью. Трудись руками своими, благодари за всё, терпелив будь в скорби, охраняй сердце от гордости и худых помышлений. Не засматривайся на жизнь ленивых, а ревнуй житию святых; радуйся успехам добродетельных, но не завидуй. Плачь о согрешающих, но не осуждай их – есть Судия, Который воздаст каждому по делам его. Не оправдывай себя, а признавай себя грешником пред Богом и людьми. Не беседуй льстиво; не клевещи ни на кого и не слушай клеветы. Не гневайся напрасно и не думай о мести, чтобы платить злом за зло. Пусть укоряют тебя, но ты не укоряй; пусть бьют Тебя, но ты не бей; пусть обижают тебя, но ты не обижай. Остерегайся бесед женских и вина: то и другое отуманивает и умных. Совершая заповеди Господа, не будь печален, а жди награды от Бога и ищи жизни вечной”.
“Наставляй бесчинных, утешай малодушных; служи больным, принимай странных, храни братолюбие. С искренними в вере имей мир, удаляйся еретика”.
“Читай завещанные книги и отнюдь не читай запрещённых. Ищи небесного и не жаждай земных благ – подними растянута сеть, увязнешь, как птица”.
“Пребудь в нищете на земле, чтобы быть богатым на небег Пребудь в алчбе и жажде на земле, и на небе насытишься бесконечной радости. Таись здесь и явишься там. Пока во плоти – не прекращай подвига: день за день подвизайся для спасения. Не отлагай до , времени. Пред смертию не приходит вестник. Поработи тело и освобождай душу. Не давай льготы телу: плоть действует во льготе. Предавай себя здесь труду, чтобы там радоваться. Жизнь эта – торг. Не почивай прежде покоя вечного; не насыщайся благ земных прежде вечных”.
“Слушание бесполезных повестей пусть будет для тебя горечью, а чтение повестей святых и писания божественного – сотом медовым... Страх Божий пусть отворяет и затворяет уста твои. Когда надобно, смотри; когда надобно, говори; спрашивают – отвечай, не спрашивают – молчи, чтобы подстрекаемый дерзостию язык не уязвил кого”.
“Беседуй с лицом веселым, чтобы весело было и разговаривающему с тобой. Разговаривая с бедняком, не оскорби его: кто обижает нищего, оскорбляет Создателя. Не стыдись кланяться всякому, как созданному по образу Божию. Старшего летами постарайся почтить; с равными встречайся мирно; младших принимай с любовью; перед почтенными не ленись стоять. Алчущего накорми, жаждущего напои, как повелел Господь, нагого одень, странного введи в дом, больного по.сети, дойди до темницы и узнай беду тамошних, чего требуют, подай, поскорби, вздохни, прослезись с ними; вспомни, что многие из них страждут за один какой-нибудь грех, а мы постоянно грешим и, однако, живем счастливо”.
“Ищи человека, боящегося Бога, и служащего Ему всею душой, и к нему прилепись душою и телом. Если нашёл ты человека, будь покоен: ты нашёл ключ к Царству Небесному. Следуй ему во всем, внимай словам его, делай приятное ему. Монастыри и домы святых пусть будут тебе пристанищем; прибегай к ним, прими в них участие и утешь их в нищете их. Если есть у тебя нужное для них, принеси им: ты отдашь это в руки Божий. Пойми, что требует Царь Небесный от твари своей? Малой и легкой милости. Подай же малость и получишь вечное; подай немногое и возвратят во сто раз. Милующий убогого даёт заём Богу”.
“Праздники Божий и святых почитай, не сам упиваясь, но питая алчущих. Отвори дом твой не для богатых и знатных, а для бедняков и нищих, для сирот и вдов, не имеющих, где приклонить головы. Богат ли, или беден дом твой: за всё благодари Господа Бога. Всё строится Божиим Промыслом”.
“Мир этот прейдёт мимо нас, и слава его исчезнет, а придёт Господь с небесными силами и поставит каждого на суд и каждому воздаст по делам его. Помни, что можешь завтра же увидеть, как разверзнутся небеса, сойдут ангелы, и ты станешь перед страшным судилищем и будешь давать отчет о твоей жизни в делах, словах и мыслях. Позаботься же о себе, вспомни грехи свои, вспомни о суде. Помни, что ты человек смертный, немощный и подверженный страстям. Помни, что ты живешь в жизни печальной, погубившей многих добрых и злых, умных и неумных, богатых и бедных. Помни, что ты человек слабый, не могший вынесть труда ни одного дня, ни бдения ночного. Вспомни, сколько ты грешил пред Богом с юности твоей. Вспомни, что день и ночь борешься ты со грехом, как со львом. Подумай, сколько было людей после Адама, и все прошли без следа. Прославились на небе и на земле лишь те, которые жили по заповедям Божиим. Что в этом мире не ложь? Всё полно болезни и страха. Рождение наше – со страстями, и смерть – страшна. А что будет по смерти, неизвестно. Все пути наши – печальны. Плоть наша неумерима. Здоровая воюет, немощная печалит нас, не давай ей хлеба – ослабеет. Кто в этой жизни прожил без скорби? Кто не пил солёной воды и не хлебал волны морской? Кто не стонал? Сколько обманутых жизнию! Подумай, что скоро-скоро оставишь ты всё видимое – и эту землю, и это небо, и этих людей. Подумай, как ничтожен ты телом и душой. Малая скорбь треплет тебя, малое слово громит тебя, малая болезнь, как огонь, обжигает тебя и ввергает в скорбь. Каждое веселие света оканчивается печалью. Ныне играют свадьбу, завтра плачут над мертвецом. Ныне растем, завтра гнием. Ныне рождают, завтра погребаются. Ныне радость, завтра слёзы. Ныне богат, завтра нагой. Ныне знатен, завтра кипит червями. Содрогнемся и вострепещем. Что с нами будет, не знаем. Покаемся теперь: после смерти нет покаяния. Что сделаем здесь, то и найдём там: что посеем, то и пожнем. Приидет и не минует. Приидет Божий меч на нас и не обойдёт ни одного. Оставит человек всё и пойдёт один нищий и нагой, беспомощный, несмелый, неготовый; и ведут его, как осужденного, в места страха и трепета, где не смех, а плач, не пища, а туга, где страх и трепет грешникам, беда великая, слёзы необъяснимые, печаль неописанная, воздыхание непрерывающееся, огонь неугасимый, червь неусыпающий – тьма без света, Судия страшный. Вытвердим же себе всё это, не минуем же сего”.
“Забудем о прелестях мира, мы тем облегчим себя. Простимся с миром, с заботами и суетами земли и скроемся от них. Покаемся всем сердцем и скажем: вот мы всё оставили и идём за Тобою; отказались от всего из страха перед Тобою. Пусть покаяние наше дойдёт до облаков и стенание приблизится к небу. Молитвы и милостыня да придут пред Бога! Послужим Ему со страхом и трепетом”.
“Заповеди Божий – свет и жизнь; в твоей воле выполнять или пренебрегать их. Изучай их непрестанно и пребывай в них; напиши это слово на твоём сердце, обвяжи им шею твою. Оно вводит в жизнь. Этим желанным путём ходили все святые ветхого и нового завета, в подвиге поста, в скорбях и нуждах, постнически и мученически угодили Богу; Ему единому служили и ликуют с ангелами в лике вечном и нерушимом. Аминь”.
Вот ещё прекрасное наставление преподобного о молитве общественной:
“Если имеет силу молитва одного человека, тем более имеет она силу; когда возносится в собрании верующих. Что холоднее камня? Но когда будем ударять камень о камень – посыплются искры. Когда души наши совокупятся в молитве – она будет сильна и пламенна. Можно молиться дома, но нельзя так молиться, как в церкви, где возносится единодушное пение, где единомыслие, согласие, союз любви... Здесь возносятся молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы немощные молитвы народа, придерживаясь за их более сильные, взошли вместе с ними на небо”.

 


 

Руссист>>>Московский Патерик>>>ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ВОЛОКОЛАМСКИЙ