СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ московский

Руссист>>>Московский Патерик>>> 7 (20) сентября
ПЕРЕСВЕТ И ОСЛЯБЯ

Мощи святых в Старом Симонове

 

7 (20) сентября
ПЕРЕСВЕТ И ОСЛЯБЯ

Александр Пересвет и Андрей Ослябя – воины-схимники. Когда Великий Князь Димитрий Иоаннович перед своим походом на Мамая посетил обитель преподобного Сергия и получил от угодника Божьего благословение на борьбу с полчищами врага, то он просил у преподобного, как бы в залог обещанной ему милости Божией, отпустить с ним сих двух бояр-иноков. Из них Александр Пересвет был прежде боярином Брянским, а Андрей Ослябя – боярином Любецким. Их мужество, мудрость и искусство воинское были ещё в свежей памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле. Вот этих-то иноков-богатырей и просил в свои полки Великий Князь у преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством смогут быть примером для его воинства и тем самым сослужат ему великую службу. И преподобный не задумался исполнить просьбу Великого Князя, на вере основанную: он тотчас же повелел Пересвету и Ослябе изготовляться на дело ратное. С радостию приняли доблестные иноки повеление своего любимого старца игумена, а он приказал им в замену лат и шлемов возложить на себя схимы, украшенные изображением Креста Христова: “Вот вам, дети, оружие нетленное, – говорил он им, – да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных”. Поручая их Великому Князю, святой старец сказал ему: “Вот тебе, возлюбленный княже, мои оруженосцы и послушники!” А им сказал: “Мир вам, возлюбленные о Христе братья! Мужайтесь, яко доблии воины Христовы! Приспело время вашей купли”.
Наступил грозный час битвы, которая должна была решить участь тогдашней России. В самый полдень 8 сентября 1380 года оба войска сошлись лицом к лицу при устье реки Непрядвы... Вдруг с татарской стороны выехал вперёд богатырь огромного роста, крепкого сложения, страшной наружности: звали его Челубей, а родом был он печенег. Тщеславный своею силою, подобно древнему Голиафу, грозно потрясал он копьём и призывал на единоборство кого-либо из русских витязей... Страшно было смотреть на великана этого, и русские думали про себя: “Ах, если бы нашёлся кто-нибудь из наших, который бы поразил бы его!” И хотя много было среди них витязей, но никто не решался сам вызваться добровольно на такой подвиг...
Прошло несколько минут томительного ожидания, и вот из полка Владимира Всеволодовича выступает один из Сергиевых иноков, его усердный послушник, схимонах Пересвет Александр... Пламенея ревностью по вере Христовой и любовию к дорогой Родине, он не стерпел поношения от дерзкого татарина всему воинству православному, выехал вперёд и, обратившись к Великому Князю Димитрию Иоанновичу и к другим князьям, сказал: “Не смущайтесь этим нисколько; Велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас никого, равного себе витязя; но я желаю с ним переведаться, я выхожу противу его во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небесного!”
Вместо брони и шлема Александр облечён был в схиму Ангельского образа (так благословил его преподобный Сергий); на сей одежде, на челе, на груди и назади было нашито знамение воина Христова – Крест Господень. Доблестный инок-воин, выходя на единоборство, окропил себя св. водою; простился со своим собратом Андреем Ослябею, с Великим Князем, со всеми вождями и воинством православным и громко воскликнул: “Отцы и братие! Простите меня, грешного!”
“Бог тебя простит, благословит и молитвами отца Сергия да поможет тебе”, – было ему всеобщим ответом.
Все были тронуты до слёз самоотвержением инока; все молили Бога, да поможет ему, как древле Давиду на Голиафа. А он, в одном схимническом одеянии, без лат и шлема, вооружённый тяжёловесным копьём, подобно молнии устремился на своём быстром коне против татарина. Раздались громкие восклицания с той и другой стороны; оба витязя сближаются, ударяют друг друга тяжёлыми копьями столь громко, столь крепко и сильно, что, казалось, потряслось самое место битвы, и – оба богатыря упали мёртвыми на землю!..
После победы на поле Куликовом Великий Князь приказал перевезти тело мученика-героя в Москву, а преподобный Феодор, ученик и племянник преподобного Сергия, пожелал похоронить его в своей Симоновской обители. Андрей Ослябя остался невредим после битвы с татарами: в 1398 году Великий Князь Василий Димитриевич посылал его в Царьград с милостынею.
Он погребён рядом со своим соратником, Александром Пересветом, у Рождества на Старом Симонове.


 

Руссист>>>Московский Патерик>>>ПЕРЕСВЕТ И ОСЛЯБЯ