СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ московский

Руссист>>>Московский Патерик>>> СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

икона с сайт Православие.ру

 

30 декабря (12 января)
СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Святитель Макарий, митрополит Московский, родился в Москве около 1482 года в семье благочестивых родителей и при крещении был наречён именем Михаил в честь архистратига Небесных Сил Господних. Род его не отличался знатностью, но в нём было много людей духовного сословия; сам святитель всегда поминал среди них “инокиню Наталию, инока Анания, инока Иосафа, игумена Вассиана, архимандрита Кассиана, священноиерея Игнатия, инока Селивана и инока Макария”. Отец Михаила Леонтий вскоре умер, и мать его, возложив упование о воспитании сына на Бога, постриглась в инокини с именем Евфросиния. Тогда и юный Михаил рассудил оставить сей бренный мир и посвятить себя на служение Богу; он удаляется послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского.
Весьма прославленная это была обитель, с суровой аскетической жизнью и высокой духовной культурой. До Михаила здесь подвизались великие угодники Русской Церкви: преподобные Пафнутий Боровский, Иосиф Волоцкий, Левкий Волокомский, Даниил Переславский и Давид Серпуховской. Приняв постриг с именем Макарий в честь знаменитого православного святого аскета-пустынника Макария Египетского (пам. 19 января), будущий святитель начинает свои первые монашеские подвиги бдения, смирения, молитвы и послушания; приобщается к книжной мудрости русского учёного монашества; имея перед глазами иконы, писанные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием, приобретает навыки иконописания, столь пригодившиеся ему впоследствии.
Это были долгие годы ежедневного монашеского труда и подвига. О них современник говорит, что Макарий, “много лет пребывая во уставе преподобного Пафнутия, в нём же много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив”. Промыслу Божию было угодно воздвигнуть сей смиренный сосуд целомудрия и кротости в более высокую степень церковного послушания. Так, в 1523 году инок Макарий, пройдя все духовные степени чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, 15 февраля, в воскресенье, в заговение на Великий пост, был поставлен митрополитом Даниилом в архимандриты в Лужецкий монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный преподобным Ферапонтом Можайским (+27.12.1424). Так началось самостоятельное послушание Церкви будущего её первоиерарха.
Приняв попечение об обители, архимандрит Макарий устанавливает в ней традицию соборного поминовения всей прежде почившей монастырской братии, а в монастырском соборе устраивает придел в честь своего небесного покровителя преп. Макария Египетского. Через всю жизнь пронёс святитель Макарий любовь к этой своей обители и, уже будучи митрополитом на Москве, он неоднократно просил царя отпустить его на “смиренное житие” в монастырь своего игуменства или в монастырь своего монашеского пострига.
4 марта 1526 года архимандрит Макарий поставляется на самую древнюю архиерейскую кафедру Московской митрополии – архиепископом Великого Новгорода и Пскова. Хиротония святителя совершалась в память преподобного Герасима “иже на Иордане” в Успенском соборе Московского Кремля. 29 июля того же года в память святого мученика Калиника приехал архиепископ Макарий на свою Новгородскую кафедру, которая находилась без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель, и “бысть при сем архиепископе владыке Макарий, во всей архиепископии его, послал Господь Бог милость свою на люди своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть”.
Новгородская кафедра, находившаяся столь долгое время без своего архипастыря, выглядела весьма неустроенной и неприглядной. Здесь и начинаются первые труды архиепископа Макария, принесшие ему впоследствии славу как знаменитому устроителю русской церковной жизни. Святитель Макарий начинает широкую миссионерскую деятельность среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов. Он неоднократно посылает туда священников-миссионеров, в числе которых трудился и преподобный Трифон Печенгский, получивший от святителя благословение на проповедь среди язычников, благословенную грамоту, антиминс, священные сосуды и книги, и преподобный Феодорит Кольский, рукоположенный архиепископом Макарием для проповеди лопарям на их родном языке. Одновременно святитель заботится и о своей новгородской пастве. Он посылает иеромонаха Илью в Вотскую пятину с повелением-грамотой разорять языческие требища, обряды и кропить всё освящённой водой. Эта его грамота поистине есть “памятник апостольских трудов Макария для распространения света Христова между оставшимися язычниками”.
На второй год своего архиерейского служения (1528) святитель Макарий, следуя уставу преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого, а также исполняя постановление Московского собора 1503 года, предпринимает решение об устроении единообразного иноческого общежительного устава по всем новгородским монастырям. Он созывает игуменов обителей, пустыней и скитов “и нача их учити, как от Живоначальной Троицы, от вышшей Премудрости, учением, как им устраивать общее житие, которое и прежде богоносные отцы писали. Игумены' же, слышавшие, приняли добрый совет боголюбивого архиепископа Макария, его же любит Бог – и с того дня начали устроивать общежития каждый в своём монастыре, и начали трапезы с церквами ставить по всем монастырям, одни – каменные, другие же – деревянные, как и подобает в обителях”. Святитель Макарий устанавливает общежительный устав и в семи новгородских женских монастырях.
Большую заботу проявил святитель и о создании храмов в своей епархии. Он украшает кафедральный Софийский собор новыми иконами (дополняет иконостас праотеческим рядом, новыми царскими вратами и богато украшенной завесой, а также устраивает искусной работы амвон). С внешней стороны на соборе были написаны образы Святой Троицы и Софии Премудрости Божией “на поклонение всем православным христианам”. Всего при святителе Макарий только в Новгороде строятся, перестраиваются, вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, которые снабжались книгами, утварью и сосудами из мастерских, учреждённых святителем.
Вопрос снабжения храмов книгами стоял перед архиепископом Макарием очень остро, ибо в то время в церковном быту существовало очень много различных житийных списков и их редакций. Святитель Макарий в 1529 году предпринимает на себя великий труд собирания и систематизации русского календарного агиографического года и сведение его в единый корпус Четьи Миней. Этот труд у святителя занял 12 лет.
Получив ещё в монастыре опыт иконописания и сам будучи “иконником искусным”, святитель Макарий поновляет великую святыню новгородской земли – икону Божией Матери “Знамение”. В 1528 году “поновил святитель икону Знамения Пречистой, ибо от многа лет она обветшала сильно. После окончания работы проводил с честью сам преосвященный архиепископ Пречистую Богородицу с крестным ходом при стечении большого количества новгородцев в храм Пресвятой Богородицы”.
Являясь пастырем чад церковных, святитель Макарий много сил и забот отдавал на своё пастырское служение ближним. Во время приключившихся в Великом Новгороде народных бедствий – мора и засухи, архиепископ созывает клир и сам служит молебны с чином омовения мощей и затем велит кропить водой в окрестностях. После этого мор прекратился. “Нужно удивляться, почему эпидемия не распространилась в глубь страны и ограничилась только Новгородскими землями”, читаем мы об этом времени в систематическом труде об эпидемиях в России.
C великой заботой обращается святитель со своей паствой, одинаково относясь к бедным и богатым, малым и великим. Он сам хоронит сгоревших в тюрьме во время пожара, собирает у молящихся деньги для выкупа соотечественников у татар, посылает великому князю часть свечи от мощей преподобного Варлаама .Хутынского, чудесным образом возгоревшейся ночью, поет молебны по случаю победы над татарами. Таким житием он приобретает великую любовь у своих пасомых чад. Преподобный Александр Свирский (+1533), монастырь которого находился во владении святителя Макария, умирая, сказал братии: “Кого Бог восхочет, а архиепископ Макарий благословит, тот да будет вам игумен вместо меня”.
В 1542 году по повелению святителя Макария строится храм Святителя Николая во владычном дворе. Архиепископ Макарий очень чтил Николая Чудотворца – этого покровителя странствующих и путешествующих, ибо и самому Макарию неоднократно приходилось совершать длительные поездки как по своей епархии, так и Русскому государству. Так, в 1539 году 25 января архиепископ Макарий приезжал в Москву; здесь он возглавлял выборы и постановление нового Всероссийского митрополита, которым стал настоятель Троице-Сергиева монастыря игумен Иоасаф (1539–1542).
Особое внимание уделял святитель Макарий составлению житий и установлению памяти местночтимых святых. По его благословению племянник Иосифа Волоцкого инок Досифей Топорков работает над исправлением Синайского патерика, составляет Волоколамский патерик и “Хронограф”. В 1537 году в Новгород из Москвы по государеву делу прибыл Василий Михайлович Тучков на военные сборы. К нему обратился святитель Макарий, сказав: “Тайну цареву, чадо, храни, а дела Божий ясно напиши и распространи житие и чудеса преподобного и блаженного Михаила нарицаемого Саллоса, жившего блаженную жизнь у Живоначальной Троицы на Клоппы”. И начал Тучков житие излагать словами: “И святительское благословение утверждает ми руку, и сие, яко броня веры, и щит спасенный, и меч духовный приемлю”. В это же время иеромонах домовой церкви владыки Макария Илья составляет канон и службу преподобному Михаилу Клопскому. По благословению архиепископа пишется и житие этого преподобного, который начинает почитаться в Новгороде как местночтимый святой. Тот же пресвитер Илья по поручению архиепископа составил житие мученика Георгия Болгарского, другой священник Агафон, также по благословению, пишет в 1540 году новую Пасхалию на всю восьмую тысячу лет. В период новгородского архипастырства по повелению святителя Макария составляется Новгородский летописный свод, ведшийся из года в год при храме Святой Софии.
В 1542 году в Русской Церкви встал вопрос об избрании на освободившуюся московскую кафедру нового митрополита. Усмотрением Божиим выбор пал на Новгородского владыку. “По благодати Святого Духа, избранием святительским (...) наречен на митрополию Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова; марта 16, а поставлен на престол Первосвятительства великой России на митрополию того же месяца марта 19, в 4-ю неделю Великого поста”. Ко времени избрания святителя Макария на престол московских чудотворцев Петра, Адексия и Ионы ему было около 60 лет.
После возведения в сан митрополита одним из первых желаний святителя Макария было желание посетить места своего иноческого пострига, первых ещё юных трудов на благо Церкви и место своего игуменства – можайский Лужецкий монастырь. Много прошло лет со времени его прихода в клир церковный, и теперь, когда святитель Макарий приехал в свою обитель (1544 год), это был уже убелённый годами и опытом владыка, архипастырь всего великого Московского государства.
Россия крепла и представляла собой всему миру ни от кого не зависимый православный мир. Когда в 1547 году в России воцарился первый русский царь, то Промыслом Божиим было уготовано венчать его на царство митрополиту Макарию. Впервые это делал митрополит, ибо ранее венчание на царство в греческой Церкви совершал первоиерарх в сане патриарха. Вскоре царь Иван Васильевич собирается в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе царя, благословляя которого, святитель предрёк Ивану Васильевичу о грядущей победе в брани. По возвращении из похода в Москве был построен и освящён святителем Макарием собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). Он был воздвигнут как дар благодарения Богу от русского народа, одержавшего победу над нехристианским миром.
В Покровском соборе святителем Макарием был устроен и освящён придел в честь Входа Господня во Иерусалим. С этого времени митрополит Макарий стал совершать в неделю Ваий торжественное шествие на осляти с выходом за стены Кремля на Красную площадь. После казанской победы Русская Церковь приобрела новую обширную епархию. Встречая царя из похода, митрополит радуется о победе, “ибо казанцы всегда неповинно проливают кровь христианскую и оскверняют и разоряют святые Божие церкви, православных христиан в плен расхищая и рассеивая по всему лицу земли”.
Теперь забота святителя охватывает всех людей обширного Русского государства. Так, когда случились бедствия в новооснованном городе Свияжске, митрополит на вопрос царя, как помочь беде, отвечает: “Не скорби, царь, но уповай на Бога. Да принесутся мощи всех святых в церковь соборную, да совершится над ними служба, и освятится сливанием с них вода, да пошлётся тобою государем, по нашему смирению через священников на Свиягу к Пречистой, честнаго Ея Рождества церкви и по всем церквам, да также молебные службы пусть освятят город крестным обхождением и водами святыми, и всех людей осенят крестом и водою окропят, да утолит Христос молитвами святых Его праведный Свой гнев. А к живущим в городе послать поучение, чтобы, если в чём согрешили как человеци, вскоре удалились от злоб своих; так и царю и всем нам подобает по заповедям Христовым быть, да не прогневаем Владыки своего, ибо страшно есть впасть в руки Бога Живаго”. Освящённую таким образом воду послали в 1552 году в Свияжск, где вскоре болезнь прекратилась. Так же освящает воду святитель Макарий и в 1558 году, отсылая её в Новгород по случаю наступившего там голода.
Все годы пребывания на митрополии святителя Макария ознаменованы бурной деятельностью как устроителя всех сфер русской церковной и культурной жизни. Вопросы церковной практики, дисциплины, литургики, каноники, агиографии, канонизации святых, иконографии, вопросы церковного пения и многие другие митрополит всегда представлял на всеобщее соборное обсуждение.
Так, в 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывает в Москве два Собора, на которых, была проведена большая работа по канонизации русских святых. До святителя Макария почитание святых на Руси осуществлялось по благословению и властью местного архиерея. В результате было очень много местночтимых святых, память которых почиталась в одних, но не почиталась в других землях. Митрополит Макарий, созывая Соборы, положил перед собой труд канонизации угодников Божиих всею полнотою Русской Церкви.
Прославление святых требовало написания им служб и житий, требовались также и литургические указания типиконного характера о порядке совершения им служб. Всё это принял на себя первосвятитель Макарий славы ради Божией и его угодников вновь канонизованных на Руси.
Так на Руси появилась типологически новая книга “Книга Новых Чудотворцев”. Это было своего рода дополнением к имевшимся уже тогда Макарьевским Великим Четьим Минеям. В книгу вошли службы, жития и похвальные слова российским чудотворцам.
Соборы 1547, 1549 годов вызвали большой подъём в русском обществе. По благословению митрополита пишутся жития русским святым или создаются их новые доработанные редакции. В 20-летнее правление митрополита Макария было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во всё предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше. Увеличивается насельничество в монастырях, особенно в тех, в которых почивали останки новопрославленных святых. Основываются новые обители. Так, по благословению святителя Макария была основана обитель преподобным Адрианом Пошехонским, которого митрополит сам рукоположил и дал грамоту на возведение церкви во имя Успения Божией Матери.
Современником святителя Макария был и другой святой – Василий блаженный, который неоднократно молился на службах митрополита Макария. Так, он однажды обличил царя, стоявшего литургию в храме, где было множество народа, и помышлявшего о построении нового дворца, сказав ему, что “за литургией никого не было, но токмо трое: первый митрополит, вторая благоверная царица и третий он, грешный Василий”. Позднее святитель сам лично отпевал и погребал Блаженного. “Преосвященный Макарий митрополит со всеосвященным собором, псалмы и песни надгробные певше над мощами святого, погребона его честно”.
Другого святого, своего современника, преподобного Макария Римлянина Новгородского, святитель Макарий поставляет настоятелем основанного им монастыря.
Особо следует остановиться на взаимоотношениях великого русского подвижника XVI века преподобного Александра Свирского (+1533; память 30 августа) и святителя Макария. Преподобный Александр подвизался в пределах Новгородской епархии и знаком был святителю Макарию ещё по Новгородскому архипастырству. Святитель чтил преподобного за его труды и подвиги, которые Сам Господь почтил Тройческим снисхождением – посещением. Перед кончиной преподобный Александр поручил святителю Макарию свою братию и монастырь, испрося для святителя от Бога прощение. Через 12 лет после кончины преподобного митрополит Макарий повелевает игумену Иродиону написать житие преподобного, а ещё через 2 года Александр Свирский канонизуется на соборе 1547 года, то есть всего через 14 лет после кончины. Святитель Макарий, таким образом, принадлежал одновременно и к числу тех, кто канонизовал преподобного Александра, и к числу тех, с кем он был лично знаком. В Покровском же соборе (храм Василия Блаженного) устроен был и первый храм в честь преподобного, освящённый святителем Макарием в 1560 году. С именем преподобного Александра и святителя. Макария связана одна повесть, поведанная игуменом Иродионом – автором жития преподобного Александра, которому писать дал повеление Макарий: “В одну ночь, когда я, смиренный Иродион, стоял в келий своей за обычным своим правилом, то в убогой молитве моей задремал и прилёг на постели моей полежать и уснул: и вот явился внезапно в окне келий свет сильно светящий. Я же, вскочив, наклонился к окну, желая увидеть, что там: и увидел свет некий весьма светящий по всему монастырю, а от церкви Покрова Пресвятой Богородицы увидел идущего преподобного отца Александра по монастырю вокруг церкви Святой Троицы, а в руках несущего Животворящий Крест Господень: перед ним же шли отроки, в белую одежду облачённые, а в руках несшие горящие свечи. И вот слышу преподобного отца Александра, тихим голосом говорящего: “Макарий, иди следом за мной, и я покажу тебе место на воротах монастыря, на нём я хочу, чтобы воздвигнута была церковь Николая Мирликийского Чудотворца”.
Я же внимательно слушал голос тот; и вот вижу: два мужа зело светолепно в след святому идущих, и ведут коня, запряжённого в сани, а в них сидящего Макария, митрополита Московского (тот, что раньше был архиепископом Великого Новгорода и знаком был тогда преподобному), а в руках своих держащего образ святого Николая Чудотворца, а око его правое было закрыто. Я же, всё это увидев, страха и радости исполнился, выбежал быстро из келий и как только догнал митрополита Макария, поклонился ему, и спросил его, говоря: “О святой Владыко, поведай мне, почему у тебя закрылось правое око?” Он же, ответив, сказал мне: “Чадо, грехов моих ради сие сотворил мне Бог”. И услышал опять преподобного Александра, зовущего к себе митрополита, который скоро двинулся во след преподобного. Когда же преподобный подошёл ко дверям Троицкой церкви и назнаменовал её Честным Крестом, тотчас отверзлись двери и вошли они оба в церковь; и опять затворились двери церковные и уже более не были видимы”.
Увиденное игуменом Иродионом о митрополите Макарий вскоре исполнилось. 21 июня 1547 года в Москве случился пожар страшной силы, дотоле ещё небывалый; загорелась церковь Воздвижения на Арбате при сильной буре, огонь потёк как молния, спалил на запад всё, вплоть до Москвы-реки у Семчинского сельца; крыши на Царском дворе, Казённый двор, Благовещенский собор; сгорела Оружейная палата с оружием. Постельная палата с казною, Двор митрополичий, по каменным церквам сгорели иконостасы и людское добро, которое хранили в это время по церквам. В Успенском соборе уцелел иконостас и все сосуды церковные; митрополит Макарий едва не задохся от дыма в соборе, он вышел из него, неся образ Богородицы, написанный святителем Петром, митрополитом, за ним шёл протопоп и нёс церковные правила. Все сопровождавшие митрополита умерли от ожогов и удушья на площади перед собором. Митрополит Макарий чудом спасся. Он ушёл было сначала на городскую стену, на тайник, проведённый к Москве-реке, но здесь не мог долго оставаться от дыма; его стали спускать с тайника на канате на взруб к реке, канат оборвался, и он, 65-летний старец, сильно расшибся, едва мог прийти в себя и был отвезён в Новоспасский монастырь. Кремлёвские монастыри – Чудов и Вознесенский – сгорели; в Китай-городе сгорели все лавки с товарами и все дворы. За городом – большой посад по Неглинной, Рождественка – до Никольского Драчёвского монастыря; по Мясницкой пожар шёл до церкви святого Флора, на Покровке – до церкви святого Василия, народу сгорело 1700 человек. Святителю Макарию в пожаре опалило глаза так, что правое око его перестало видеть.
После пожара началось восстановление Москвы. Строятся новые церкви. Святитель Макарий храмы освящает сам. Он рассылал грамоты с повелением строить храмы и в других городах: в Костроме, Пскове, в Тихвинском монастыре. Заботясь о всей земле Русской, святитель заботится и о каждом человеке, милостиво относится к отдельным, даже заблудшим чадам Церкви.
Так, однажды, в Успенском соборе после вечернего богослужения некто “вражьим научением умысли кражу сотворить, но чудесным образом он не смог этого сделать. Утром, когда его обнаружили, пришёл преосвященный Макарий, и рассказали ему о том, как вора застали в церкви, и о всем, что приключилось в той великой церкви. Макарий же митрополит не велел ему никакого зла делать, но повелел без вреда из церкви извести его вон. Земские судьи, желая взять его и по закону судить, на митрополита роптали, говоря, что он отпустил злодея, не судив его сам и городским судьям не передав. Макарий же митрополит строго запретил им всем, да не судят его вообще. И послав стража церковного, чтобы тот проводил вора за пределы города безопасно. Вор тот, придя на Кулишки к церкви Всех Святых, стал ходить там и тут с неистовым взором. Потом же начал неистово кричать, и так, крича, умер. Некоторые роптали на митрополита и на ключников, что так просто отпустили вора церковного. Макарий же на них не досадовал, а тело умершего повелел предать погребению”.
24 февраля 1549 года был Собор, созванный митрополитом Макарием, осудивший еретика Исаака Собаку – архимандрита Чудова монастыря.
В 1551 году 23 февраля в Москве в царских палатах начал работу другой Собор, созванный митрополитом, – знаменитый Стоглав. Собор возглавлял святитель Макарий в присутствии восьми архиереев, множества архимандритов и игуменов. Вопросы, которых касался Собор, были самые разные. Это и внешность христианина, и его поведение, и церковное благочиние и дисциплина, церковная иконопись, духовное просвещение и многие другие. Последнее было особенно важно для святителя Макария. Он повелевает протопопу из храма Спаса на Бору написать книгу о Святой Троице, житие епископа Василия Рязанского и переделать Пасхалию. По инициативе митрополита Макария составляется 10-томный “Лицевой летописный свод” (в нём до 16 тысяч миниатюр) и “Степенная книга царского родословия”, составленная по повелению Макария царским духовником, протопопом Благовещенского собора Андреем (в постриге Афанасий) в 1555–1563 годах.
При митрополите Макарий начинается в Русском государстве печатание книг. Ещё в 1553 году на Соборе, касавшемся дела о ереси Матфея Башкина, встал вопрос об издании выверенных книг, ибо еретики часто ссылались на испорченные книги, и, в частности, на “Апостол”. 7 октября 1555 года святителем Макарием была освящена церковь Святителя Николая Гостунского в Кремле. Клириком этой церкви был Иван Фёдоров – первый русский книгопечатник. Первый “Апостол” вышел более чем за полгода до кончины святителя, а в вышедшем после его смерти “Часослове” (1565 г.) упоминается о его участии: “Благословением преосвященного Макария Митрополита всея Руси составися сия штанба сиречь печатных книг дело, во царствующем граде Москве”.
На том же соборе о ереси Матфея Башкина, не почитавшего Христа Богом и не признававшего церковных Таинств, у святителя Макария было состязание с одним из еретиков “о чудотворцах”. Еретик говорил, что святитель Николай – простой человек. И вот во время диспута “Никола Гостунский Чудотворец в своём храме у своего образа исцелил боярского сына, расслабленного руками и ногами Григория Сухотина из Тулы; он на молебне во един час здрав стал как и не болевший. И пришёл протопоп Никольский Амос и того Григория исцелённого привёл к митрополиту на Собор: и явилось всем это чудо в лице самого исцелённого, сотворённое Богом и его угодником святителем Николаем, который не оставляет чад своих, уповающих на Бога, богохульные же еретики были посрамлены” (39, с. 233).
3 февраля 1555 года святитель Макарий хиротонисует на новую Казанскую кафедру святителя Гурия. В этом же году приносится в Москву на праздник Петра и Павла чудотворная икона святителя Николая Великорецкого. Промыслом Божиим было суждено митрополиту поновлять эту великую святыню земли Русской. “И обновлял образ Николы Чудотворца сам Макарий митрополит, бе бо иконному писанию навычен (...) со многим желанием и верою, постом и молитвою”.
Постничество и пребывание в молитве было повседневным правилом митрополита Макария. Об этом пишет современник святителя: “Когда митрополит Макарий в Москве стал жить, правя слово Божие истинное (...) так постился, что от воздержания в пище и питии едва ходил, был кроток и смирен и милостив ко всем, не терпя гордости, и в других её искоренял со властью, как дитя был умом, оставаясь всегда совершенным”.
Известно такое чудное событие, когда, митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учреждённая царём вскоре после кончины Макария. “В некую ночь стоял святитель на обычной молитве и восклицал сильным голосом: “Ох мне, грешному, паче всех человек. Как мне видети сие! Грядёт нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли свой гнев! Аще не помилуеши нас за наши грехи, то уж не при мне, а после! Не дай, Господи, увидеть это!” И слёзы проливал обильно. Слышал всё это его келейник и дивился, и помышлял в себе: “С кем это он говорит? И не видел никого и дивился всему. Макарий же как бы в духе говорил ему: “Грядёт нечестие и кровопролитие, и разделение земли . И вот так и было. А ведь за много времени до опричнины видел он это видение”.
В том же году однажды прислал царь (Иван Васильевич) к митрополиту Макарию с просьбой прислать душеполезную книгу. И Макарий прислал ему чин погребения. И разгневался царь и сказал: “Ты прислал мне погребальную, а в наши царские чертоги такие книги не вносятся”. Макарий же ответил ему: “Я – богомолец твой попросту прислал, по твоему приказу, ведь ты просил книгу душеполезную, а эта всех полезней; если кто её со вниманием почитает, тот во веки не согрешит”. Митрополит Макарий провидел и взятие русскими войсками древнего Полоцка в 1563 году.
В середине сентября 1563 года, на память мученика Никиты, митрополит Макарий совершал крестный ход, во время которого простудился и заболел. Вечером он “нача сказывати старцам своим, что изнемогает сильно, тело его студёное со болезнью одержимо есть”.
Заболев, святитель “повелел послать в Пафнутьев-Боровский монастырь, в место своего пострижения, к игумену с братией сообщить о своей немощи, прося прислать старца духовного для прислуживания ему больному. К нему был послан старец Елисей. У этого старца был обычай утешать всех болящих и скорбных: когда кто из братии в немощь впадал, тогда старец приходил к брату, увещевая его последним покаянием и причащая Святых Даров”.
4 ноября святитель был в соборе, молился за молебном и, подойдя к иконам, прикладывался никем не держимый, и у великих чудотворцев Петра и Ионы и у других преосвященных митрополитов, что погребены в соборе. И слёзы сердечные от очей его текли, и много часов плакал перед образом Пречистыя Богородицы Владимирской, и все предстоящие дивились чудному его молению. И помолившись, святитель у всех смиренно испросил себе прощения”.
3 декабря к митрополиту Макарию пришёл царь просить благословения. Святитель высказал ему своё намерение уехать в монастырь своего пострижения – Пафнутьев, куда он давно собирался удалиться. Но царь уговорил его остаться. Наконец, перед самой кончиной, святитель опять делает попытку удалиться в монастырь своего пострижения, с этой целью он даже пишет письмо к царю. Но по желанию Ивана Васильевича святитель оставил своё намерение, “пока Бог его не изволит исполнить”.
Наступил праздник Рождества Христова, 25 декабря. Жизнь святителя между тем угасала. Он уже не мог сам читать Святое Евангелие, которое всегда ежедневно читал, и теперь по его просьбе ему читали Евангелие разные духовные лица.
И вот 31 декабря 1563 года, когда колокол ударил к заутрени, “преосвященный, дивный святитель и пастырь митрополии всея Руси предал душу свою в руки Бога Живаго, Его же возлюби от юности своея”. На погребении, когда тело святителя заносили в Успенский собор, то открыли лицо его, и вот “было лицо его как свет сияющее, за его чистое и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за другие добродетели, и видом не как у мертвеца, но как у спящего. И все дивились этому, вознося славу Богу, прославившему своего угодника”.
Отпевали святителя 5 архиереев в присутствии царя. После отпевания всем была прочитана прощальная грамота, которую ещё при жизни написал митрополит, прося у всех молитв и прощения и испрашивая для всех своё последнее Божие благословение.
Так окончил свою славную жизнь великий устроитель Церкви Русской митрополит Московский Макарий, и чада российские не забывают забот, трудов и подвигов его. Почитание святителя началось сразу после его кончины, вскоре же появились и первые его иконы. Царь, вернувшись из похода против Литвы в 1564 году, просит перед надгробием святителя благословения, ибо митрополит Макарий ещё до похода предсказал ему победу. Иван Васильевич прикладывается к образам святителей Петра, Алексия, Ионы и Макария, “любезно их целоваше”.
Имя святителя встречается и в “Сказании о святых иконописцах”, где о нём говорится: “Святый и предивный и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писал святые иконы, и книги, и жития святых отцов во весь год, Минеи Четьи, как никто другой от всех российских написал. Он повелел праздновать российских святых и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написал”.
Самое раннее прижизненное изображение святителя Макария находится на четырёхчастной иконе 1547 года, в левой её нижней части среди других живых известных лиц изображены царь и Патриарх. Другое прижизненное изображение 1560 года было создано в алтаре Успенского собора Свияжского монастыря на фреске “Да молчит всяка плоть человеческая...”.


 

Руссист>>>Московский Патерик>>>СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ