СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ московский

Руссист>>>Московский Патерик>>>СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ

СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ
икона с сайт Православие.ру

 

23 сентября (6 октября)
СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ

Сын бедного пономаря села Ангинское Верхоленского уезда Иркутской епархии, родившийся 26 августа 1797 года, высокопреосвященный Иннокентий, в миру Иван Евсеевич Вениаминов, уже в 1803 году, будучи шести лет от роду, лишился отца, успевшего, однако же, обучить сына грамоте. Когда дядя, диакон Димитрий, учил мальчика хорошо читать Апостол и Псалтирь, мать хотела этим воспользоваться, чтобы определить Ивана на отцовское пономарское место и тем доставить себе и сиротствующему семейству опору. Но Господь бодрствовал над Своим избранником и через того же дядю, бывшего в то время уже в Иркутске, ввёл его во святилище науки – в Иркутскую Духовную семинарию.
Прослужив в сане диакона четыре года, Иоанн Вениаминов был затем рукоположен и во священника. По-видимому, здесь должен был бы стоять предел земного устроения судьбы человека в том положении, какое выпало на долю Вениаминова по его рождению и воспитанию. Но Промысл Божий готовил Своему избраннику совершенно неожиданное назначение и служение.
В начале 1823 года преосвященный Иркутский Михаил получает Синодальный указ, чтобы в колонию Российско-Американской компании на острове Уналашку послать священника. Ни воззвания преосвященного к добровольному отправлению туда потребных лиц из духовенства, ни даже назначения по жребию не приводили к желанной цели: никто не хотел ехать в отдалённую, неведомую страну. Лучше в солдаты соглашались идти, но от Уналашку отказывались. Преосвященный был в большом затруднении относительно исполнения Синодального указа. В это время и осеняет Господь призывающей благодатью ум иерея Иоанна Вениаминова, воспламеняет сердце его горячим желанием послужить спасению дальних по месту жительства, но близких по духу во Христе алеутов. Вот как сам он впоследствии писал об этом обер-прокурору Св. Синода: “Считаю себя обязанным всегда, везде и пред всеми исповедовать, что желание ехать в Америку было совершенно не моё: но Господь, по великой милости Своей ко мне, дал мне его. Когда по просьбе Американской компании было предписано от Св. Синода иркутскому преосвященному избрать священника на Уналашку, и который бы сам изъявил желание, тогда сделана была повсеместная повестка, а потому спрашивали и меня; но я, как и все, отрёкся. После того некто из соотечественников наших – Крюков, проживший на Уналашке 40 лет, прибыл в Иркутск и, остановясь в моём приходе, познакомился со мною очень коротко. Он рассказывал мне много хорошего о тамошнем крае и убеждал меня ехать туда, но ничто и никакие выгоды не прельщали меня, и даже (не помню наверное), может быть, он мне рассказывал и об усердии алеутов к Христианской вере. Но я был глух. Наконец этот же самый Крюков, будучи у преосвященного Михаила, где случилось и мне быть, между прочим сказал следующие слова: “Ах, Ваше Преосвященство! Вы не поверите, как алеуты усердны к вере. Несмотря ни на что – ни на мороз, ни на снег, они с охотою и усердием идут к заутрене в часовню, которая состроена из досок и не имеет печки; и стоят иногда даже и босые, не переступая с ноги на ногу до тех пор, пока читают заутреню”. Эти самые слова как стрелою уязвили мое сердце, и я загорел желанием ехать в Америку. И благодарю Господа...”
И началось многолетнее миссионерское служение Иоанна Вениаминова, который в 1840 году после смерти жены был пострижен в монашество с именем Иннокентий. С 1823 года – Алеутские острова; с 1834 – остров Ситху; с 1853 – Камчатка, Якутия; с 1857 – Северная Америка; с 1860 – Уссурийский край.
Проводя большую часть жизни в путешествиях, святитель Иннокентий перевёл на алеутский язык Катехизис, Евангелие, а в 1833 году написал на этом языке одно из лучших творений православного миссионерства – “Указание пути в Царствие Небесное”. В 1859 году впервые услышали Слово Божие и Богослужение на своём родном языке якуты. Дважды (в 1860 и 1861 гг.) святитель Иннокентий встречался с Апостолом Японии – святителем Николаем и передал ему свой духовный опыт. Замечательный проповедник митрополит Иннокентий говорил: “Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих”.
Духовные подвиги святителя восхищали Императора Николая Павловича, и во время приездов Иннокентия в Россию Царь неоднократно приглашал его во дворец для Личных бесед и для просвещения малолетних детей, которых святитель Иннокентий неизменно заинтересовывал увлекательными рассказами о своих путешествиях для наглядности он всегда захватывал с собой карту.
В 1867 году почил от многих трудов своих великий светильник Русской Церкви, заботливый попечитель о преосвященном Иннокентии и его апостольском деле – митрополит Филарет. Вопрос о преемстве митрополиту Филарету решен был в пользу преосвященного Иннокентия. Перемещением на Московскую кафедру завершилась для Иннокентия почти полувековая его “просветительская деятельность на Дальнем Востоке. Преданный воле Божией в течение всей жизни, он оставил завет веры своим духовным наследникам, указав на слова пророка: “От Господа стопы человеку исправляются” (Пс. 36, 23).
Русская Православная Церковь прославила митрополита Иннокентия в 1977 году. Память святителя празднуется дважды в год: 23 сентября (6 октября) и 31 марта (13 апреля).

 


 

Руссист>>>Московский Патерик>>>СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ