СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ московский

Руссист>>>Московский Патерик>>> СВЯТИТЕЛЬ ПЁТР, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ, ЧУДОТВОРЕЦ

СВЯТИТЕЛЬ ПЁТР, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ, ЧУДОТВОРЕЦ
икона с сайт Православие.ру
Храм святителя Петра Высоко-Петровского монастыря

 

21 декабря (3 января)
СВЯТИТЕЛЬ ПЕТР, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ, ЧУДОТВОРЕЦ

Святитель Пётр родился около 1260 г. в знатной боярской семье на Волыни. Перед его рождением мать его увидела во сне, что держит на руках агнца, а между рогами его растёт дерево, покрытое цветами, плодами и горящими свечами. Семи лет дитя начало учиться грамоте, но безуспешно, пока, наконец, во сне неизвестный не коснулся его уст. После этого сна он стал хорошим учеником.
Двенадцати лет будущий святитель поступил в монастырь. Руководился он “Лествицей” преп. Иоанна и особенно прилежал к смирению и послушанию. Начало его иноческого пути было очень трудным: он исполнял тяжёлые работы на кухне, обрабатывал землю, мыл братские власяницы. В то же время изучал иконопись. По довольном испытании старец благословил его поселиться на безмолвии на берегу реки Рати, где он создал Преображенский монастырь.
Монастырь этот посетил митрополит Всероссийский Максим (6 декабря), и игумен Пётр поднёс ему икону Богоматери своего письма, именуемую Петровской, хранившуюся впоследствии в Успенском Кремлёвском соборе в Москве. Известны и другие иконы его письма.
По кончине митрополита Максима возник вопрос, кому быть митрополитом Российским: Галицко-Волынский князь Юрий Львович послал в Царьград ставиться своего избранника игумена Ратского монастыря Петра, а Вел. Кн. Тверской и Владимирский – тверского игумена Геронтия. Игумен Пётр прибыл первым, а игумена Геронтия задержала буря. Во время её явилась ему Богородица и сказала, что митрополитом Всероссийским должен быть Пётр. То же самое было открыто и Патриарху Афанасию. Митрополит Пётр получил титул Киевского, но Киев лежал в развалинах, и он, подобно своему предшественнику, перенёс кафедру во Владимир.
В самом начале своего служения святителю Петру пришлось перенести большие скорби: на севере были недовольны поставлением южнорусского игумена, и на него были возведены тяжкие обвинения. Дело это разбиралось на Соборе и окончилось полным оправданием нового митрополита и посрамлением его недругов. Но святитель Пётр отнёсся к ним с такой любовью, что сразу же завоевал всеобщее уважение.
Кроткий и мягкий, когда дело касалось лично его, святитель Пётр был строг в церковном управлении. Для блага своей паствы он совершил большое путешествие по всея Руси; он был и в Золотой Орде, где добился разных льгот для духовенства. В его время среди язычников-татар стало распространяться магометанство: эту веру принял сам хан Узбек. Один из проповедников ислама, называвший себя Сеидом, то есть потомком Магомета, появился среди русских. Святитель Пётр лично выступил против него и победил его силой своего слова.
Больше всего огорчали святителя раздоры между князьями. Всячески старался он умиротворить их. Раз он приехал для этого в Брянск и чуть не был убит. Но тяжёлее всего для него была распря Вел. Князя Михаила Ярославовича Тверского (22 ноября) с племянником его князем Георгием Даниловичем Московским, по проискам которого у Вел. Князя был отнят его титул, а сам он был убит.
Однако же святитель провидел, что объединит Русь Москва. Он часто посещал этот небольшой и незначительный тогда ещё городок. Местный князь Георгий Данилович постоянно отлучался и поручал правление брату своему князю Иоанну, прозванному народом за его нищелюбие Калитой (кожаный мешок для денег). С этим князем митрополит Пётр очень сблизился, часто беседовал с ним и о церковных делах, и о будущем Москвы и предсказал ему грядущее величие его рода. Он хотел перенести свою кафедру в Москву, где князь Иоанн построил для его временных посещений дом; но для этого нужно было сперва воздвигнуть кафедральный собор, и по мысли митрополита в 1326 г. был заложен в Московском Кремле Успенский собор. В основании его, у жертвенника, святитель устроил себе гроб.
После этого князь Иоанн увидел во сне необычайно высокую гору, покрытую снегом; снег этот быстро растаял, а потом исчезла и гора. Святитель объяснил князю, что растаявший снег предвещает его близкую кончину, а гора – самого князя. Было и откровение свыше самому святителю о его близкой кончине, но неизвестно какое.
Вскоре он скончался на молитве во время Вечерни 21 декабря 1326 г. Князя в это время в городе не было. Когда он вернулся, тело почившего было перенесено священниками в Успенский собор и там погребено при громадном стечении народа. Во время этого шествия один иноверный христианин увидел, что святитель сидит в гробу и благословляет народ на обе стороны. Исцеления начались тотчас же.
Через год (1327 г.) Успенский собор был закончен и освящён. Новый митрополит Феогност был во всём верен памяти и заветам почившего. Он остался жить в Москве, непрестанно молясь у гроба его, и сам был свидетелем многих чудес. Обо всем этом он донёс Вселенскому Патриарху и получил повеление причислить новоявленного чудотворца к лику святых. Св. мощи святителя Петра трижды обретались нетленными: в 1382 году во время нашествия хана Тохтамыша, когда гроб его обгорел, в 1477 году, когда обрушились стены собора, и в 1479 году, когда Успенский собор был вновь воздвигнут в настоящем его виде итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти.
Сохранились два поучения святителя Петра к пастве, касающиеся семейной жизни. Жития святителя Петра были написаны преосвященным Прохором, епископом Ростовским, рукоположенным самим святителем, а также святым митрополитом Киприаном. Память его совершается 21 декабря (3 января) и 24 августа (6 сентября).


 

Руссист>>>Московский Патерик>>>СВЯТИТЕЛЬ ПЕТР, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ, ЧУДОТВОРЕЦ