СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ московский

Руссист>>>Московский Патерик>>> ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ

ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ
икона с сайт Православие.ру
Храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе

 

17 (30) ноября
ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ

Преп. Никон родился в 1350 году в городе Юрьеве-Польском, недалеко от Радонежа, С детства ему много приходилось слышать о Радонежском подвижнике, и сильно горело в нём желание видеть его и подвизаться под его руководством. Со слезами просил он у Господа этой милости. В ранней юности оставил он родительский дом, пошёл к преп. Сергию и умолял принять его в число своих учеников. Но потому ли, что преподобный игумен счёл, что рано юноше, требующему особого руководства, вступать в общество старцев-подвижников, потому ли, что, провидя в нём своего преемника, желал, чтобы он явился этому обществу уже в зрелом возрасте, облечённый в сан пресвитера,– но только преподобный Сергий не принял юношу, а послал его в Серпухов к любимому ученику своему, преп. Афанасию, имевшему дар руководства.
Преп. Никон не того ждал, он даже не знал, к кому отсылает его преп. Сергий, но повиновался, не рассуждая. Суров был приём у преп. Афанасия, но всё превозмогло смирение того, кого Церковь именует “рачителем послушания”, и под мудрым руководством преп. Афанасия он стал восходить “от силы в силу”.
Лишь когда ему было лет тридцать и он был рукоположен в сан пресвитера, преп. Афанасий благословил его идти в Радонежскую пустынь. Теперь преп. Сергий принял его с любовью и для начала благословил служить братии, а когда он явил им свои великие духовные достоинства, то взял его в свою келью, под своё неусыпное прозорливое руководство, и поставил его вторым после себя. А когда за шесть месяцев до кончины преп. Сергий удалился на безмолвие, то поручил Никону весь монастырь, причём завещал твёрдо соблюдать устав и не оставлять трудов, но быть в них всегда первым примером для братии.
По кончине преп. Сергия преп. Никон был поставлен игуменом на место его. Горько оплакал преп. Никон кончину своего великого наставника и в точности исполнил волю его, заботясь о братии с любовью. Но вскоре и сам ушёл на безмолвие, поручив монастырь преп. Савве, третьему игумену Сергиевой пустыни.
Через шесть лет преп. Савва (3 дек.) по просьбе звенигородского князя Юрия Дмитриевича переселился на Сторожевскую гору под Звенигородом для основания там монастыря, и преп. Никон оставил своё уединение и опять принял на себя настоятельство.
В 1408 году слух о приближающемся нашествии татар под предводительством Едигея поколебал страхом землю Русскую. В сие время преп. Никон, в нощной молитве прося о защите всеобщего Владыку Христа, призывал к предстательству пред Ним и преподобного Сергия, да не погибнет плод многолетних, благословенных трудов его, да не будет поругано и опустошено место, его подвигами освящённое, да не поколеблет веру немощных торжество неверных. Он сёл для отдыха от труда молитвы и был в полудремоте или тонком сне. Внезапно явились ему святители Пётр и Алексий и с ними блаженный Сергий, который сказал: “Так угодно судьбам Божиим, чтобы нашествие иноплеменников коснулось и сего места. Но ты, чадо, не скорби, а мужайся, и да крепится сердце твоё: искушение будет непродолжительно, и не конечному опустошению предана будет обитель, но после распространится ещё больше”. По сем явившиеся изрекли ему мир, и перестали быть видимы. Преподобный Никон пришёл в себя, поспешил к дверям келий и нашёл их запертыми. Он отпёр и вышел и увидел святых, идущих от его келий к церкви, чем и удостоверился, что это не сон был, но истинное видение.
“Боже правды и милосердия!– восклицает в благоговении святитель Филарет Московский.– Кто весть державу гнева Твоего? Кто уразумеет судьбы Твои, по которым и на дела святых, и на места святыни приходят грозные посещения? Возымела ль обитель Сергиева нужду, довольно скоро после чистоты Сергиевой, в огненном очищении? Надлежало ли ей пострадать безвинно, как жертве, чтобы вслед за гневом на грешников скорее привлечено было милосердие молитвами безвинно страждущих? Или по подобию того, как подобаше пострадати Христу и через крест и смерть внити в славу воскресения, и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу надобно испытать свой крест и свою смерть? Ты сие веси, Господи! Мы только веруем и знаем, праведён еси во всех путях Твоих и преподобен во всех делах Твоих (Псал. 144, 17); и в правде милостив, равно как и в милости праведен. Уже милость Твоя предварила Твой суд, когда Ты благоволил предвещанием предохранить Твоего угодника от усугубляющей бедствие внезапности, и против находящих скорбей укрепить надеждою лучшего будущего”.
По кратком времени за предвещанием последовало событие. Обитель Сергиева не укрылась от набега иноплеменников, была опустошена и сожжена. Но преподобный Никон с братиею по Божественному предварению благовременно удалился и имел возможность сохранить от свирепых хищников некоторые святыни, иконы, деревянные сосуды, книги и келейные вещи, которые и поныне хранятся в Лавре. Пред самым праздником Рождества Христова, в день памяти святителя Петра, Едигей отступил от Москвы и укрылся в степях. Опасность миновала, и преп. Никон возвратился на пепелище, собрал рассеявшуюся братию, и в течение трёх лет на прежнем месте воссоздал обитель и деревянный храм во имя Пресвятой Троицы (там, где теперь стоит церковь Сошествия Святого Духа). Сей храм освящён в 1412 году 25 сентября, и достойные видели, как святитель Алексий с преп. Сергием приходили освящать новые здания обители.
Ученик великого аввы, подобно наставнику своему, пользовался уважением и любовию не только у народа, но и у князей. В 1401 году он крестил сына Димитрия у князя Кашинского Василия Михайловича; в 1410 году по просьбе доброго князя Владимира Андреевича свидетельствовал духовное завещание его о разделе удела между детьми. Великий Князь Василий Дмитриевич чтил преподобного Никона, как это показывают жалованные грамоты князя. При Никоне обитель приобрела несколько земельных владений частию вкладами, частию покупкою, и много льгот в ограждение её спокойствия. Но всего более заботился преподобный об устроении душевного спасения себе и другим. Святой Исаак Сирин, коего поучения списаны были в обители ещё при жизни преподобного Сергия, учит: “От воспоминания о мирских предметах хладеет горячность любви, и душа впадает в суетные и безрассудные пожелания”. И преподобный Никон заботливо оберегал свою братию от этой душевной опасности. При нём и по его указаниям в Сергиевой обители, кроме многих богослужебных книг, списаны были: два списка “Лествицы” с главами Григория Синаита, поучения аввы Дорофея, “Диоптра” Филиппа пустынника с ответами аввы Варсонофия и с наставлениями Исихия.
Радостнейшим венцом и сладостнейшей наградой терпения и трудов преподобного Никона было проявление и благодатное прославление нетленных мощей преподобного Сергия, а заключительным подвигом – создание вместо деревянного каменного храма Пресвятой Троицы.
Когда исполнилось 30 лет по преставлении преподобного Сергия, Бог благоволил явить миру сокровище святыни. Незадолго пред строением нового храма во имя Живоначальной Троицы преподобный Сергий явился одному благочестивому мужу, жившему близ обители, и вот преподобный Никон, приступая к созданию каменного храма, в присутствии князя Звенигородского Юрия Дмитриевича при копании рвов обрёл и изнёс из земли мощи отца своего 5 июля 1422 года. При открытии гроба разлилось благоухание необыкновенное. И не только тело чудотворца оказалось нетленным, самые одежды его были невредимы, хотя с обеих сторон гроба стояла вода. Мощи на время были поставлены в деревянном храме. Каменный храм, как место покоя великого Сергия, созидался и украшался с благоговейною любовью и с усердными молитвами. Над украшением сего святилища потрудились преподобные иконописцы Даниил и Андрей Рублёв, вызванные для сего из обители преподобного Андроника. И доныне стоит этот храм Никонова строения, не потрясаемый веками, и освящает молящихся, и руки нечестивых врагов доныне не прикасались к нему. Святые мощи преподобного Сергия были перенесены в новый храм при самом его священии.
Преподобный Никон дожил до глубокой старости. Хотя ревность и бодрость духа и в старости являла в нём крепкого ещё подвижника, и самая немощь, тела не преклоняла его изменить скудости риз и пищи; однако надлежало наконец уступить закону естества и приблизиться к общему смертных уделу. Чувствуя приближение кончины, он призвал к одру своему братию и дал им последние наставления: соблюдать чин молитвы дневной, ночной, не часто исходить из обители, быть терпеливыми в искушениях, соблюдать повиновение начальствующим, ненавидеть праздность – гнездо пороков, любить безмолвие – матерь добродетелей, не презирать ни одного бедствующего, дабы не случилось Христа презрети. Наконец, в предсмертном изнеможении он сказал: “Отнесите меня в светлую храмину, уготованную мне молитвами отца моего! Видно, в откровении ему был показан блаженный покой, ему уготованный, хотя смиренный подвижник никому о том ясно не говорил. “Изыди, душа моя,– тихо промолвил он наконец,– идеже ти уготовано пребывалище; пойди радующися, Христос зовёт тя!” И, оградив себя крестным знамением, мирно почил о Господе. Это было 17 ноября 1428 года. Мощи его были преданы земле подле храма, в котором почивали обретённые им мощи великого чудотворца Сергия.
Над могилой преподобного Никона построен около 1560 года каменный храм во имя его. Мощи преподобного Никона почивают здесь под гробницей, покрытою серебром. Рака великого Сергия отделяется одною каменною стеною от раки ученика его. Память преподобного Никона установлено чтить повсеместно на Соборе 1547 года, но служба ему написана была Пахомием Логофетом почти за сто лет ранее по воле митрополита святого Ионы.


 

Руссист>>>Московский Патерик>>>ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ