СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ московский

Руссист>>>Московский Патерик>>>СВЯТОЙ СЕРАПИОН, АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ


Святители Иоанн Новгородский, Варсонофий Тверской и Серапион Новгородский
икона с сайт Православие.ру

 

16 (29) марта

СВЯТОЙ СЕРАПИОН, АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ

Уроженец подмосковного села Пехорки (Пехры), обученный грамоте на седьмом году, Серапион рано хотел расстаться с миром, но родители заставили его вступить в брак, и он стал священником. Спустя год после свадьбы супруга его скончалась. Освободившись от житейских уз, Серапион принял иноческий образ, для покоя родителей оставаясь священником при Покровской церкви. По смерти же родителей, отпустив работников и раздав имущество бедным, вступил в Дубенский Успенский монастырь, что на острове, основанный преподобным Сергием. После кончины настоятеля братия упросила Серапиона принять на себя должность строителя Дубенской обители, состоявшей тогда в ведении Троице-Сергиевой Лавры.

Преподобный столько был известен здесь духовными подвигами и так много сделал для островской пустыни, что пустынь называлась потом пустынею Серапиона. Однако, тяготясь заботливою должностию, он со временем отказался от неё и перешёл в Сергиеву Лавру. Но и здесь не долго был в покое. Вопреки его иноческому смирению и здесь ожидала его честь начальническая: в 1493 году волею митрополита и Великого Князя он определён в игумена Лавры. Великий Князь Иоанн уважал подвижника-игумена. Три боярыни обвинены были в волшебстве; строгий Иоанн велел сжечь их. Блаженный Серапион, уверенный в невиновности несчастных, после усердной молитвы к Святой Троице пришёл к Великому Князю и убеждал его отменить суровый приговор; Великий Князь послушался благочестивого игумена, и жизнь трёх невинных была спасена. Заботясь о благоустройстве великой обители и особенно о жизни, достойной иночества, блаженный Серапион был и на Соборе о церковных имениях: здесь старался согласить пользу церкви и государства и подавал голос, одинаковый с голосом игумена Волоколамского Иосифа.

Великий Князь Иоанн, передавая управление сыну своему Василию, указал ему на Серапиона как на достойного занять святительскую кафедру в Новгороде, и 15 января 1506 года собором архипастырей Серапион посвящён в архиепископа Новгородского. Это возведение на высокую степень власти было для Серапиона призывом к самым тяжким скорбям. В феврале прибыл он в Новгород, а осенью открылся мор. То же бедствие возобновлялось и в следующие два года, также осенью.

В последнюю осень померло в Новгороде от язвы 15398 человек. Между тем в августе того же 1508 года был такой пожар в Новгороде, что трудно указать в летописи другой подобный: страшная буря усилила свирепость огня до крайней степени. Святитель во время пожара выходил с крестным ходом на волховский мост к “чудному кресту”. Молясь об утолении, гнева Божия, он не только лил слёзы, но рыдал и от рыданий не мог читать молитвы: он продолжал дотоле молиться, пока пожар не стал ослабевать. Когда всё кончилось, оказалось, что одних людей сгорело до 3315 человек, не считая утопших в Волхове.

Однажды, в день праздника Успения Богоматери пригласил к себе Владыка на светлую трапезу посадников и всех именитых граждан. Приполз в храмину трапезную и один хромой, прося святителя, чтобы велел его накормить. Милостивая душа Серапиона сжалилась над несчастным: вздохнув из глубины сердца, святитель воззрел на икону Спасову, написанную над дверьми палаты, в которой готовилось угощение, и, помолившись со слезами Господу, сказал хромому: “Во имя Господа нашего Иисуса Христа, встань на ноги твои!” В то же мгновение поднялся больной, бросив костыли свои, он подошёл к архиепископу, как бы никогда не болевший ногами, и Владыка благословил его пред всем народом, который прославил за это Бога.

Но и сего великого мужа Церкви постигло тяжкое искушение, ибо враг человеческий позавидовал его добродетели.

Во время, столь тяжёлое для Новгорода и его ревностного архипастыря, началась горькая история по Волоколамскому монастырю. Теснимый волоколамским князем Феодором Борисовичем, преподобный игумен Иосиф обратился с просьбой о защите к Великому Князю и был принят с обителью в ведение митрополита и Великого Князя. Серапион подверг Иосифа церковному запрещению за то, что он без ведения и воли своего архиепископа уклонился из его епархии. Иосиф защищал себя невозможностью сношений во время мора в Новгороде.

Серапион писал в грамоте к Иосифу: “Почему ты передал монастырь свой в ведение великого государства? Ты отступил от небеснаго и пришёл к земному”. Великий Князь Василий понял эти слова превратно, и выговаривал святителю: “Ты назвал князя Феодора (Волоцкого) небесным, а меня – земным. Что я земной, это я знаю. Но скажи мне, почему ты Феодора назвал небесным?”

Праведники, каждый со своей точки зрения, считали себя правыми. Великий Князь Василий прогневался на запретительную грамоту Серапиона и подверг его тяжкому заключению в Москве, в Андрониковом монастыре, где он много перенёс огорчений. На Соборе 1508 года обвинили Серапиона за неправильное отлучение Иосифа, который желал, но не мог получить благословение своего архипастыря, а Иосифу выдали разрешительную грамоту.

Томимый в заключении, Серапион писал митрополиту Симону послание, в котором излагал всё дело с Иосифом и жаловался, что не хотели на Соборе лично выслушать его объяснения; он доказывал своё право произнести суд над своим чернецом, разумея преподобного Иосифа. В заключении он предавал себя в волю Божию. Митрополит Симон пред своею смертью (в 1511 году) с согласия Великого Князя пригласил к себе Серапиона, испросил у него прощения и сам простил его. Тогда же примирился с ним и преподобный Иосиф.

Преподобный Иосиф испросил ему дозволения Великого Князя жить в любимой им Лавре преподобного Сергия. Здесь Серапион опять стал подвизаться в посте и молитве, в глубоком смирении и терпении. И Господь сподобил его дара прозорливости. В тот самый час, когда Иосиф переходил в жизнь вечную, Серапион встал и сказал бывшим при нём: “Брат наш Иосиф преставился. Да простит ему Бог: бывает подобное и с праведными”.

Предвидел святитель-страдалец и свою кончину; приняв схиму, он мирно почил 16 марта 1516 года. Мощи его обретены нетленными 7 апреля следующего года и остаются под спудом в Серапионовской палатке, составляющей юго-западный притвор Троицкого собора Сергиевой Лавры.

В тяжкие для обители преподобного Сергия дни польской осады святитель Серапион вместе с самим основателем Лавры явился её заступником и молитвенником: некоторые достойные иноки и миряне видели преподобного Сергия пред утренею 9 ноября 1608 года, ходящего по монастырю и зовущего братию в церковь, где виден был также и святитель Серапион, молящийся пред образом Божией Матери.

 

 


 

Руссист>>>Московский Патерик>>>СВЯТОЙ СЕРАПИОН, АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ