СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ московский

Руссист>>>Московский Патерик>>>СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВЛАДИМИРСКИЙ

икона с сайт Православие.ру

 

12 (25) февраля

СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВЛАДИМИРСКИЙ

XIV век был веком возвышения Москвы, до тех пор маленького и незначительного городка. Татары разгромили всю Русь, кроме Новгорода и Пскова, при этом Москве, которую они не считали опасной для себя, позволили укрепиться, и русское население стало стекаться со всех сторон из разорённых мест под её покровительство. Из Черниговского княжества приехал в Москву при князе Данииле Александровиче (4 марта) боярин Феодор Бяконт из рода Плещеевых. В 1300 году у него родился сын Елевферий, и крёстным его отцом стал второй сын князя, Иоанн, прозванный потом Калитой. Раз, в 12-летнем возрасте, Елевферий ставил силки для птиц. День был жаркий; он задремал, и во сне услышал голос: “Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься?” Елевферий проснулся, но никого около себя не увидел. Сон этот наложил отпечаток на всю его жизнь. Двадцати лет он поступил в московский Богоявленский монастырь, где и постригся с именем Алексия. Здесь он подружился с иноком Стефаном, старшим братом преп. Сергия Радонежского.

Через 20 лет митрополит Феогност посвятил инока Алексия в епископа Владимирского, желая иметь его своим заместителем.

В 1354 году скончались от чумы и митрополит Феогност, и сын Калиты князь Симеон Гордый, поручивший свою семью святителю Алексию. Великим Князем стал его брат Иоанн II Добрый. Тогда святитель Алексий поехал в Константинополь, где Патриархом Филофеем был посвящён в митрополита Киевского и Владимирского. Жить он, подобно своим предшественникам, св. Петру и Феогносту, остался в Москве. Слава его как великого молитвенника и чудотворца к тому времени так распространилась, что о нём знали даже в Золотой Орде у татар, и хан потребовал, чтобы он приехал и исцелил его ослепшую жену ханшу Тайдулу. В противном случае он грозил новым нашествием. Князь и бояре стали умолять святителя не отказываться от опасного поручения. Сам он был смущён, но иного выхода не было, и он стал готовиться к отъезду. В Успенском соборе в Кремле он со множеством духовенства отслужил при раке Чудотворца митрополита Петра молебен Божией Матери. И во время этого молебна сама собой загорелась свеча. Эту свечу св. Алексий раздробил на маленькие части и раздал их присутствующим, прося их молитв, а из оставшейся у него части сделал небольшую свечечку и взял её с собой в опасный путь. Перед самым его приездом Тайдула увидела во сне, что её исцеляют христианские священники в блестящих ризах, и, проснувшись, велела изготовить такие ризы. Хан встретил святителя с честью и ввёл его к своей супруге.

Святитель облачился в поданную ему ризу, зажёг чудотворную свечу, отслужил молебен и окропил Тайдулу святой водой. И чудо совершилось: она прозрела.

В ризнице Успенского собора хранилось драгоценное кольцо, подарок благодарного хана святителю Алексию. А Тайдула подарила ему принадлежавший ей в Кремле участок земли, на котором святитель Алексий основал Чудов монастырь в честь Чуда св. Архистратига Михаила в Хонех (6 сентября). В наше время этот монастырь был разрушен.

Великий Князь Иоанн II умер молодым, и митрополит Алексий стал опекуном его наследника, 8-летнего князя Дмитрия, и в то же время возглавителем боярской думы, которая правила княжеством. Ему ясно было, как и святителю Петру, что освобождение Руси зависит от её объединения и что объединить её может только Москва. Поэтому он всегда твёрдо поддерживал права московских князей. А через два года после его кончины Русь одержала свою первую большую победу над татарами. Значение её было громадно, хотя татарское иго было свергнуто окончательно только через сто лет.

Ещё важнее было духовное значение святителя Алексия. В XIV в. в средней Руси существовали лишь городские монастыри; общежительные монастыри и отшельничество были неизвестны. Но в последний год правления предшественника святителя Алексия, митрополита Феогноста (1353 год), совершилось важное, хотя и оставшееся тогда незамеченным событие: юноша Варфоломей ушёл на отшельничество в дремучие радонежские леса. Это был первый отшельник тех мест, будущий преподобный Сергий. Так было посеяно первое духовное зерно, которое привело потом к духовному возрождению России и освобождению её от чужеземного ига. После этого святитель Алексий был, возведён в сан митрополита.

В то время обсуждался в Константинополе вопрос о внутренней молитве по учению святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Внутреннюю молитву знали в самые древние апостольские времена, но со временем она была забыта почти всеми, кроме немногих подвижников-монахов, главным образом, святых гор Афонской и Синайской. Причём наиболее высокие подвижники этой молитвы удостаивались видеть несозданный свет. Этот свет и есть проявление Божества. Его видели апостолы на горе Фаворе во время Преображения Господня, видели и многие подвижники. Православная церковь настолько чтит святителя Григория и его учение, что посвятила ему вторую седмицу Великого поста. Патриарх Филофей, друг и покровитель святителя Алексия, был учеником святителя Григория и составил его житие. Сохранились его письма к святителю Алексию. В свою очередь святитель Алексий был другом и покровителем преподобного Сергия. В одном письме к преподобному Сергию Патриарх Филофей одобряет во всем его монастырь, что очень значительно с его стороны, как ученика святителя Григория Паламы, но советует ввести общежитие. Общежитие введено было. Изо всех этих писем ясно, что Патриарх Филофей и митрополит Алексий и преподобный Сергий были близки друг другу. А житие преподобного Сергия говорит об его озарении небесным светом. Того же удостаивались многие его ученики. Высота монашества на Руси была тогда та же, что и в древние времена. То же было с преподобным Серафимом Саровским, когда Н.А.Мотовилов во время беседы его о стяжании Святого Духа увидел его озарённым Божественным светом (2 января).

Святитель Алексий преобразовал женские монастыри, поставив во главе их независимых игумений. До его времени женские обители зависели от мужских. Своим новым уставом он довёл их до процветания. При нём в Москве было создано несколько женских монастырей. В Зачатьевском монастыре чтились могилы его сестёр Евпраксии и Юлии. Одна из них была игуменией. Устав митрополита Алексия был окончательно утверждён Стоглавым Собором в 1551 году и стал обязательным.

Святитель Алексий предвидел, что по смерти его будут церковные нестроения и, чтобы избежать их, хотел поставить во главе Церкви преп. Сергия Радонежского. Но смиренный подвижник решительно отказался. “От юности моей, Владыко, я не был златоносцем”, – сказал он, имея в виду золотой митрополичий крест. Святитель понял его и не стал настаивать. Но нестроения всё же произошли и окончились только в 1390 году с возведением на митрополичий престол святителя Киприана (16 сентября). Скончался святитель Алексий в 1378 году и был погребён в Чудовом монастыре. Ныне нетленные его мощи почивают в Богоявленском соборе в Москве.

 


 

Руссист>>>Московский Патерик>>>СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВЛАДИМИРСКИЙ