СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ московский

Руссист>>>Московский Патерик>>>СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ДАНИИЛ МОСКОВСКИЙ

икона с сайт Православие.ру
Данилов монастырь

 

4 (17) марта

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ДАНИИЛ МОСКОВСКИЙ

В самых тяжёлых условиях исторического бытия человечества Божественная Премудрость подаёт людям утешение, определяя и выдвигая Своих избранников, которые верно служат Промыслу Господа, смиренно проходя Христовой дорогой любви и мудрого делания. В каждом историческом деятеле, как солнце в капле воды, отражается его эпоха. Это в полной мере соответствует жизненному пути младшего сына св. благоверного князя Александра Невского – Даниила Московского. Святой сын святого отца испытал все трудности того страшного для русского народа времени, с которым встретился и его отец, и, так же как и Александр Невский, положил душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13), чем приобрёл себе вечную благодарность людей и милость от Бога.

Отрывочны и лаконичны сведения о славных делах этого светоча земли Русской, но и того, что сохранилось в летописях, достаточно, чтобы ясно представить себе путь избранника Божия, путь князя-труженика, собирателя русской земли, мудрого политика, равно сочетавшего в себе черты смелого военачальника и усердного миротворца. Он был настоящим христианином и, ставя превыше всего небесное, не оставлял заботы о земном, одухотворяя всякое дело.

Святой Даниил лишён был счастья воспитываться благочестивым своим отцом. Родился он в 1261 году, а уже через год Александр Невский предпринимает очередную и последнюю поездку в Золотую Орду по требованию хана. Здесь ему с Божией помощью вновь удаётся отвести от Руси карательную экспедицию татар, которую хан Берки хотел послать за изгнание ханских баскаков из Суздаля. На обратном пути Великий Князь внезапно заболел и, доехав только до Городца, скончался, приняв перед смертью схиму в Феодоровском Городецком монастыре.

Митрополит Кирилл, узнав о кончине Александра, воскликнул: “Солнце Отечества закатилось!”

В удел Даниилу досталось небольшое Московское княжество, в которое, кроме самой Москвы, входили ещё два города: Радонеж и Звенигород, а также несколько сёл, не имевших внутренних крепостей. Но край этот вскоре становится чрезвычайно важным по своему значению. Район Москвы был в XII – XIII веках местом пересечения больших торговых путей, а кроме того, и перекрестком стратегических интересов княжеств. Эти обстоятельства в конечном счёте и предопределили роль Москвы как центра новых боевых сил северной Руси. Ни Тверь, поглощённая устроительством своих отношений с Западом, ни Владимир и Рязань, ориентированные на Орду, не могли сыграть объединяющей роли. Москва одинаково интересовалась как отношениями с Тверью, Великим Новгородом и Литвой на западе, так и с Ордой – на востоке и юге. Да и с Севером – это уже в связи с колонизационной политикой.

Летописи впервые упоминают о Данииле как о московском князе в 1283 году, именно с этого времени начинается его активная внешнеполитическая деятельность, завершившаяся значительным расширением княжества и его утверждения как центра всех русских земель. Падаёт значение Владимира, проигрывает Рязань, окончательно устраняется Тверь.

Что бы ни делал Даниил, во всем ему сопутствовал успех: как в бранных трудах, так и в политике и строительстве. При Данииле расширяется Кремль, посад, расцветает торговля, развиваются ремесла, основывается первый в Москве монастырь – Данилов (в честь преподобного Даниила Столпника).

Господь даровал святому Даниилу Московскому скорую, безболезненную, но и раннюю кончину: преставился князь 4 марта 1303 года на сорок втором году жизни. Накануне он был в Переяславле, но, почувствовав себя плохо, поспешил в Москву, где принял схиму от рук настоятеля Данилова монастыря архимандрита Иоанна. Находясь в полной ясности ума и сознавая всю меру жизни, отпущенной ему Богом, князь Даниил искупил этим высшим покаянием грехи вольные и невольные и, наконец, отрешился от земных забот, чтобы приобщиться к вожделенному воинству Христову.

Отпевание Даниила совершил епископ Варлаам Крутицкий, проживавший в то время в Москве. Вся Москва оплакивала Великого Князя – своего отца, истинного подвижника.

Жизнь Великого Князя была жертвенно отдана Москве, благополучию народа. Святой Даниил твёрдо верил, что власть над Москвой вручена ему Богом, избравшим князя орудием Своего Промысла. Его продолжительное правление в Московском княжестве стало отрадой народу, истомившемуся под чужеземным игом.

Преподобный князь Даниил стал образцом умиротворения, стяжания мира Божьего в своей душе.

В истории Москвы будет потом и мудрое правление Иоанна Даниловича Калиты, и доблесть Дмитрия Донского, и настойчивость Василия Тёмного, и слава Иоанна III , но отсчёт возвышения Московского государства начинается с Даниила Александровича – святого и преподобного Русской земли, первого московского Великого Князя.

Святой Даниил был чрезвычайно скромен и не только не заботился о прославлении своего имени, но, похоже, даже и препятствовал таковому прославлению: вероятно, лишь этим можно объяснить крайнюю ограниченность сведений о Великом Князе, сохранившихся в летописях. Историки до сих пор спорят по поводу точной даты его рождения, почти ничего не известно о его жене, между тем как женщина эта подарила Великому Князю пятерых сыновей, в том числе и Иоанна – будущего Калиту. Недостает и других биографических данных.

Даже могила его была со временем забыта.

При Иоанне III св. Даниил явился как-то молодому боярскому сыну из великокняжеской стражи и повелел передать Великому Князю следующие слова: “Если он меня забывает, то мой Бог меня помнит”, – и с этих пор Иоанн III стал поминать своих предков.

Описан случай, когда князь Иван Шуйский, садясь на коня, не внял предупреждению и наступил на надгробную плиту св. Даниила. Внезапно конь пал и чуть не задабил Шуйского. Князь принёс покаяние, отслужил панихиду по святому Даниилу Московскому и получил исцеление. А после исцеления купеческого сына из города Коломны (при Иоанне Грозном) память св. Даниила стала почитаться местно.

В 1652 году мощи его были обретены нетленными, и тогда же князь Даниил был причислен к лику святых. Почивал он в одной из церквей своего монастыря.

 


 

Руссист>>>Московский Патерик>>>СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ДАНИИЛ МОСКОВСКИЙ