МГО ВООПИиК


< tr>

ОХРАНУ ПАМЯТНИКОВ ПОРУЧАТ РЕГИОНАМ

Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
Охрану памятников поручат регионам - Известия


При Госдуме, точнее, при межфракционном депутатском объединении "Наша столица", образован экспертно-консультативный совет по охране наследия. В него приглашены около сорока экспертов и общественников, в основном москвичей. Однако деятельность совета не ограничится московской проблематикой. Самый актуальный вопрос повестки дня - поправки к Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)".

Сами поправки не являются общественной инициативой. Они предложены думским комитетом региональной политики как часть законопроекта "о совершенствовании разграничения полномочий" между центром и регионами. Проект уже прошел первое чтение, причем в отсутствие общественной оценки. По проекту системе охраны памятников страны грозят серьезные перемены. Именно грозят, и вопрос в том, удастся ли отвести угрозы вторым чтением, поправками к поправкам.

Закон об объектах культурного наследия, принятый в 2002 году, описывая охранные полномочия государства, допускает их передачу от федерального органа охраны памятников — местным, но только по особому соглашению с конкретным регионом. Новый проект делает такую передачу повсеместной и обязательной. Памятники федерального значения по проекту переходят под охрану регионов. Вместе с переданными полномочиями субъекты федерации будут получать целевые субвенции из федерального бюджета и смогут участвовать в реставрации федеральных памятников своими деньгами.

Кроме полномочий федеральный орган охраны памятников — Росохранкультура — должен будет отдать регионам свои территориальные подразделения. Центральный офис этого ведомства сохранится и впервые получит право согласовывать структуру местных органов охраны памятников, а также назначение и смещение их руководителей. То есть одни полномочия будут обменены на другие. По идее проекта местные органы охраны памятников получат двойное подчинение: Росохранкультура освободится от черновой работы в регионах, зато сможет прикрывать региональных инспекторов охраны памятников от давления администраций, стройкомплексов и больших денег. В крайнем случае, за федеральным правительством останется право изъятия переданных полномочий.

Гражданину, не знакомому с реальностями, эти поправки рисуют систему охраны памятников следующим образом. Есть Росохранкультура с отделениями в каждом из регионов — и 88 местных органов охраны памятников. Те и другие ссорятся из-за собственности на памятники федерального значения. Чтобы им не ссориться, их надо слить. Слитые органы станут распоряжаться всем корпусом памятников. Органы будут местными, но подконтрольными центру подобно милиции.

Однако реальности совсем не таковы. По штату на местах у Росохранкультуры полтораста человек, объединенных в межрегиональные отделения. Переподчинить их регионам значит усилить каждый местный орган охраны памятников всего двумя сотрудниками. Притом, по странному замыслу административной реформы, Росохранкультура курирует одновременно и памятники (в том числе движимые), и СМИ, о чем разработчики законопроекта, видимо, забыли.

С другой стороны, нет никаких 88 местных органов. Их только семь: в Москве, Петербурге, Твери, Нижнем Новгороде, Тюмени, Иркутске и на Ямале. В других местах, как правило, памятники курируют департаменты культуры, выделяющие инспектора или небольшой отдел. В некоторых регионах функцию охраны, по старой советской схеме, совмещают реставрационные организации. А в некоторых этой работы нет вообще.

В случае Москвы поставить Москомнаследие (почти 300 человек) под федеральный контроль, прикрыв его тем самым от давления мэра и стройкомплекса, — задача благородная. Однако ее можно при желании решить и в рамках действующего закона — отдельным соглашением между федеральным центром и субъектом федерации о передаче полномочий.

Причем уступать можно только часть полномочий — инспекцию федеральных памятников, но не экспертизу и не согласование проектов. Сохранить двойную, перекрестную экспертизу для памятников национального значения — важнейшая задача накануне второго чтения поправок. Есть подозрение, что лоббисты законопроекта стремятся выплеснуть с водой именно этого ребенка. Параллельно зреет разрушение федеральной экологической экспертизы.

Приведет ли передача полномочий в регионы к учреждению местных органов охраны памятников? Структура областных правительств остается прерогативой субъекта федерации. Если центр заинтересован в строительстве охранной системы двойного подчинения, ее нужно строить безо всяких околичностей, без торга, без обмена власти на собственность.

Рустам Рахматуллин
Источник http://www.izvestia.ru/moscow/article3098825/