МГО ВООПИиК


< tr>

ПАМЯТЬ ИСТОРИИ

Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
ПАМЯТЬ ИСТОРИИ

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ.
1613–1917

Памятники (как, кстати, и садово-парковая скульптура) устанавливаются ни столько для формирования и украшения городских ансамблей (хотя эта функция им присуща в полной мере), сколько в качестве пропаганды государственного строя, истории государства (края), всемирной, национальной и самобытной местной культуры, национальной идеи. Это касается «всех времен и всех народов», начиная с древнейших государств: Египта, Греции, Римской империи, Древнего Китая. Тем не менее, у нас понятие «монументальная пропаганда» чаще всего связывают с ленинским планом монументальной пропаганды 1918 года.
В 1602 году Томмаза Кампанелла обобщил исторический опыт тысячелетий монументального искусства, изложив в своем «Городе Солнца» теорию социального воспитания и просвещения народов посредством монументальных художественных образов. Широко известна практика Французской революции с ее попыткой широкомасштабной замены старинных культовых символов и сооружений знаками нового «культа Разума». В дореволюционной России было разработано, по крайней мере, три плана монументальной пропаганды. Первый выполнялся по заданию царского двора М.В.Ломоносовым. Ему поручили выявить ключевые эпизоды в истории российского государства и лиц, связанных с этими моментами. Примечательно, что в ломоносовском плане особое внимание было уделено Смутному времени. Героям того периода посвящалось семь монументов, в том числе, два - князю Дмитрию Пожарскому.
Второй план был связан с именем императора Николая I и не претерпел изменения до 300-летия празднования Дома Романовых.
Третий план, разработанный в ходе подготовки к этим юбилейным событиям, лишь «навел глянец» на план монументальной пропаганды Николая I. Входе его реализации на Соборной площади губернского города Владимира был установлен памятник императору Александру II. Торжественное открытие памятника царю-освободителю состоялось 24августа (6 сентября) 1913 года.
Памятник Александру II можно считать одним из первых монументов, установленных в городе.
Ранее, 25 мая (6 июня) 1899 года в честь 100-летия со дня рождения А.С.Пушкина был установлен небольшой гипсовый бюст поэта на временном деревянном постаменте. Через семь лет постамент поменяли на постоянный. Несоразмерность крошечного бюста с очень высоким и невыразительным постаментом вызывали противоречивые чувства у современников. К увековечению знаменательного события или памяти выдающегося человека в произведениях монументального искусства должны предъявляться высокие требования, иначе достигается обратный от желаемого эффект («лучше никак, чем так»).

РСФСР,
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК.
1917–1991

Ленинский план монументальной пропаганды можно назвать «программой художественного воплощения идей революции». Его задачи были определены декретом Совнаркома о снятии памятников «царей и их слуг» и разработке монументов нового типа. Совнарком утвердил и список лиц, которым необходимо поставить памятники. За короткий срок в разных городах России были установлены памятники Максимилиану Робеспьеру, Александру Радищеву, Карлу Марксу, Николаю Чернышевскому, Тарасу Шевченко и др. Во Владимире же он начинал воплощаться лишь снятием с постамента скульптуры Александра II и установкой нескольких временных деревянных «обелисков» в ознаменование революции.
В 20-х годах план был трансформирован в масштабную строго унифицированную систему установки памятников (от гигантских гранитных и бронзовых фигур вождей на центральных площадях городов до скромных гипсовых скульптур пионеров, спортсменов и трудящихся),
Во Владимире первый памятник В.И.Ленину был установлен 5 июля 1925 года на слегка подправленный постамент (царские двуглавые орлы на его постаменте заменены на гранитные серп и молот) памятника Александру II на площади Свободы, в которую была переименована Соборная площадь, второй - 24 августа 1958 года на площади, названной его именем (это, не считая многочисленных гипсовых скульптур: от юного Володи Ульянова до композиции: «Ленин и Сталин беседуют, сидя на скамейке»). Второй памятник В.И.Ленину был установлен в годовщину 850-летия г.Владимира. Среди других монументов этого плана выделяется памятник М.В.Фрунзе, который был открыт 12 июля 1974 года. Количество гипсовых «девушек с веслом», стоявших в разное время в парках и скверах, не поддается счету.
Особое место занимают мемориалы, установленные на площади Победы и на территории Князь-Владимирского кладбища. Установленны в честь воинов, погибших в ходе Великой Отечетсвенной войны 1941-1945 гг. Мемориалы открыты 9 мая 1975 года. Символическая скульптурная композиция из трех бронзовых фигур на гранитном постаменте (2-я очередь мемориала на пл.Победы) установлена 9 мая 1985 года.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Сегодня ни в стране, ни в большинстве городов не существует даже концепции монументальной пропаганды.
Во Владимире наметилась некоторая тенденция обозначить - произведениями монументального искусства былое величие Владимира Великокняжеского - исторической столицы России. Вместо бюста Александра Невского (1967 год), великого князя владимирского, похороненного в нашем городе, 12 июня 2003 года установлен памятник князю (бюсту также нашлось в городе достойное место). В эти дни открывается памятник основателю города - Владимиру Крестителю; объявлен конкурс на проект памятника князю Андрею Боголюбскому, перенесшему во Владимир столицу русского государства; архитекторами города самостийно установлен бюст княгини Ольги. Возможно, во Владимире появится памятник Всеволоду III Большое Гнездо, при котором Владимир достиг своего максимального величия. Что дальше?
В настоящее время во Владимире установлено 27 монументов. Нельзя сказать, что бессистемно, но и четкой концепции монументальной пропаганды в городе никогда не существовало. Нет ее и на перспективу, скажем, на период реализации очередного генерального плана города Владимира (до 2015 года и на перспективу - до 2025 года).
Можно и не заглядывать в далекое будущее, а еще раз подчеркнуть те моменты, которые на слуху у жителей города. Администрацией города объявлен конкурс на проект памятника Андрею Боголюбскому, который логично вписывается в концепцию «Владимир Великокняжеский». Городским Советом и администрацией принималось решение об увековечении памяти адмирала М.П.Лазарева, наиболее значимым пунктом которого является установка памятника знаменитому уроженцу города Владимира. Владимирцы считают необходимым восстановить на прежнем месте памятник царю-освободителю Александру II.
Огромное значение для имиджа города имел бы перенос монумента в честь 850-летия города Владимира с Соборной площади к зданию администрации области, например, с одновременной реконструкцией его в монумент в честь тысячелетия города Владимира. Необходимо возвращение улице им.850-летия города исторического названия Заводской бульвар. Пресса и общественность постоянно возвращаются к вопросу установки достойных монументов на въездах во Владимир - историческую столицу России. В последние годы обсуждается вопрос о «монументализации» телевизионной вышки - ее художественной подсветке в темное время суток.
Таким образом, вырисовывается своеобразный план монументальной пропаганды в городе с тысячелетней историей, но современном, вечно молодым и устремленным в будущее.

Евгений ЛОКТИОНОВ,
член Союза журналистов России.