МГО ВООПИиК

КАДАШИ

Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

Председателю ЦС ВООПИиК


Уважаемая Галина Ивановна!


21 сентября 2009 года Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по региональному развитию провела общественные слушания
по вопросу «Судьба церкви Воскресения в Кадашах: деятельность московских застройщиков элитной недвижимости и угрозы общенациональному историко-культурному достоянию».

Направляю Вам резолюцию слушаний.


С уважением,







Председатель Комиссии                                     

В.Л.Глазычев





Резолюция общественных слушаний

«Судьба церкви Воскресения в Кадашах:деятельность московских застройщиков элитной недвижимости
и угрозы общенациональному историко-культурному достоянию»

Комиссия по региональному развитию Общественной палаты РФ


Москва, 21 сентября 2009 года


Участники слушаний – члены Общественной палаты Российской Федерации, представители Совета Федерации, Государственной Думы, политических партий и общественных организаций, общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Русской православной церкви, молодежных организаций, юристы, архитекторы, журналисты, специалисты в области охраны культурного наследия – выражают большую обеспокоенность судьбой храма Воскресения Христова


в Кадашевской слободе, выдающегося памятника русской архитектуры XVII столетия, формирующего историческую среду Москвы, значимого мемориального объекта, чтимой религиозной святыни.


Состоявшееся обсуждение показало, что органы государственной исполнительной власти города Москвы систематически и грубо нарушают федеральное законодательство в области охраны объектов культурного наследия при осуществлении нового строительства на исторических территориях города Москвы. Очередным примером такого нарушения является ситуация с планами строительства крупномасштабного офисно-жилого комплекса в объединенной охранной зоне № 85, заповедной зоне Московского Кремля, в границах территории памятника федерального значения «Церковь Воскресения Христова в Кадашах».


Возведение очередного комплекса многоэтажной элитной застройки


в непосредственной близости от этого уникального памятника непоправимо исказит облик еще одного района исторической Москвы. Более того, предполагаемое строительство прямо угрожает физической сохранности памятника.


Проектная документация утверждалась уполномоченными органами


в нарушение положений Федерального закона от 25.06. 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Показатели застройки в проектной документации заложены без предварительных историко-градостроитель­ных обоснований и не учитывают действующие на данном участке ограничительные градостроительные режимы охранной зоны и территории памятника. Не учитывалось и неудовлетворительное техническое состояние памятника.


Данную практику, к сожалению, распространенную в городе Москве, следует признать порочной и долее нетерпимой. Ее прямым результатом становятся многочисленные утраты общенационального историко-культурного достояния России, потеря исторической памяти, размывание национально-государственной идентичности.


Однако общенациональные интересы не могут и не должны терпеть ущерб от неисполнения московскими чиновниками своих обязанностей


и стоящей за этим корпоративной заинтересованности застройщиков и строительного комплекса в прибылях.


В Москве ситуация является наиболее вопиющей. Но поспешная и некомпетентная застройка исторических городских территорий, уничтожа­ющая наше общее наследие ради прибыли, сегодня наносит непоправимый ущерб народной памяти по всей стране – в Казани, Иркутске, Нижнем Новгороде, многих и многих городах России.


Считая положение дел с застройкой исторического центра Москвы недопустимым, участники слушаний выступают в поддержку заявлений Президента России Дмитрия Медведева о необходимости срочного наведения порядка в области нормативно-правовой базы сохранения и использования культурного наследия, сделанных 18 сентября в Великом Новгороде на совместном заседании президиума Госсовета и президиума Совета по культуре и искусству.


Историческое наследие России – один из главных ресурсов нашей жизнеспособности как народа и государства. Сохранить его – залог нашей успешности в сложном и конфликтном глобальном мире XXI столетия.


Для восстановления государственных гарантий сохранности объектов культурного наследия, закрепленных законодательством и нарушенных


в конкретном случае с памятником федерального значения «Церковь Воскресения Христова в Кадашах», участники слушаний считают необходимым создать рабочую группу с участием представителей всех заинтересованных сторон по урегулированию существующих проблем. Члены Общественной палаты РФ должны войти в данную рабочую группу с целью общественного мониторинга ситуации.


Участники слушаний рекомендуют:


Правительству города Москвы:



  • отменить Постановление Правительства Москвы от 29.10.2002 г. № 889-ППМ в части, разрешающей строительство офисно-жилого комплекса рядом с храмом Воскресения Христова в Кадашах;

  • радикально уменьшить допустимые параметры застройки на данном участке – с 36 тыс. кв. м общей площади до 10-12 тыс. кв. м, приведя высотность и плотность проектируемой застройки
    в соответствие с режимом охранной зоны № 85; внести соответ­ствующие изменения в проект актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 г. и Правила земле­пользования и застройки в городе Москве;

  • утвердить распорядительным документом границы территории памятника;

  • ускорить процедуру передачи памятника из собственности города Москвы в собственность Российской Федерации.


Комитету по охране объектов культурного наследия по городу Москве (Москомнаследия):



  • отозвать ранее выданные застройщику согласования проекта строительства крупномасштабного офисно-жилого комплекса (протокол № 17 от 05.08. 2003 г. заседания рабочей группы Комиссии по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах города Москвы при Правительстве Москвы; разрешение Главного Управления охраны памятников Москвы от 09.10.2003 г. № 16-06-13/589 на производство частичной разборки стен);

  • подготовить необходимые документы для утверждения Правитель­ством Москвы границ территории памятника и установления его охранных зон;

  • решить вопрос о включении объекта «Дом купца Пирогова», расположенного на территории застройки и имеющего признаки объекта культурного наследия, в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия;

  • оперативно завершить подготовку к заключению договора безвоз­мездного пользования объектом культурного наследия (охранного договора) на здания храма Воскресенья Христова в Кадашах


    с религиозной организацией – приходом храма.



Департаменту земельных ресурсов города Москвы:



  • не заключать договоры аренды земельных участков, подлежащих застройке в квартале 401 Замоскворечья, до утверждения границ территории памятника, установления его охранных зон и приведения проекта застройки в соответствие с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия.


Комитету по управлению имуществом г. Москвы (Мосимуществу):



  • оперативно заключить договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия (охранный договор) на здания храма Воскресения Христова в Кадашах с религиозной организацией – приходом храма.


Комитету города Москвы по государственной экспертизе проектов и ценообразования в строительстве (Москомэкспертиза):


  • отменить заключение по проекту строительства офисно-жилого комплекса (регенерация застройки части квартала № 401 от 14.09.2007 г. № 155-П2/06 МГЭ) в связи с его несоответствием законодательству об охране объектов культурного наследия.


Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура):


  • включить памятник в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов наследия, функции надзора и охраны которых осуществляет непосредственно Росохранкультура;

  • содействовать передаче памятника из собственности города Москвы в собственность Российской Федерации.


Федеральной службе по управлению государственным имуществом (Росимущество):



  • в исключительном порядке осуществить немедленную передачу памятника из собственности города Москвы в собственность Российской Федерации.


Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура) и главному архитектору города Москвы:



  • рассмотреть альтернативные проекты застройки Кадашевской слободы, основанные на принципах комплексной регенерации исторической среды, и принять меры к обязательной реализации данного подхода к строительной деятельности в Замоскворечье и иных исторических районах Москвы.


Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), Союзу архитекторов
России и другим творческим союзам, профессиональной и широкой общественности:



    • создать открытую всероссийскую электронную базу данных о потерях общенационального историко-культурного достояния, включающую, в том числе, указание на конкретные причины данных потерь;

    • сформировать концепцию механизма экономической и внеэконо­мической заинтересованности застройщиков, проектировщиков и строителей в широком применении проектных решений, соответ­ствующих характеристикам исторической среды городов России.