МГО ВООПИиК

СУД ВЫБИРАЕТ СЧЁТ ИСТИНЫ 15:0 или 15:15: В Москве длится судебное разбирательство с москвоведом

Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

От того, что суд решит, сколько законов было нарушено при реконструкции «Царицыно»: 15 или 1 зависит: обличитель московского мэра будет оправдан или назван клеветником. А.А. Клеменко заявил, что московские власти нарушили 15 законов. Власти же, отстаивая свою «деловую репутацию», настаивают на меньшей цифре…

Процесс "Московский мэр против москвича" (такое название уже широко звучит) может стать не только показательным, но и прецедентным. Самоустранение московских властей от традиционных организаций экспертов в области охраны наследия дало иллюзию освобождённости от контроля, и - как следствие - возможности произвола. Однако, Конституция обязывает всех граждан охранять наследие. ВСЕХ, а не только организованных в ВООПИиК, Архнадзор и другие общественные структуры. И тогда уже возникает прецедент не обсуждений или споров с общественными организациями или экспертами, но нарушения конституционных прав простых граждан.

И вот уже мэр столицы подвергается критике со стороны простого москвича. А москвича, обвинившего мэра в нарушении его прав и законов страны, - мэр обвиняет в клевете.

Понятно, что суды у нас не лицеприятны и на частных лиц обычно внимания не обращают. Однако, защищая достоинство мэра суд может попасть и в ловушку. Например, Клименко объявил Лужкова виновным в нарушении 15 законов. Суд сочтёт это клеветой, т.к. обнаружит нарушение лишь 7. Из этого будет следовать, что фактически появилось решение суда о том, что мэр города нарушает законы! Далее – работа Прокуратуры и вновь – суд? Суду остаётся признать, что мэр Москвы не нарушил ни одного закона. Но признают ли это москвичи? Судя по поддержке Клименко со стороны московской общественности – вряд ли.

Не ожидает ли нас новый суд – «Московский мэр против москвичей»?



Комментарий МГО ВООПИиК



Материалы по теме:

- Непокорен - значит подсуден

- Царицыно: реставрация или "гламурный Диснейленд"?

- Правительство Москвы обвиняет защитников Царицынского парка в клевете

- СТАТЬЯ, послужившая поводом для подачи иска: Реставрация "Царицыно" "убила" редкие породы деревьев - эксперт

- Ущерб, причиненный природе парка "Царицыно", оценивается в 1,2 млн. рублей (Москва)

- Машина времени: Юрий Лужков построил Царицыно

- Новое строительство SOS. Архитектурное наследие

- Новое строительство Реставрации в Москве


 

Непокорен - значит подсуден

Долгие годы Алексей Алексеевич Клименко - архитектурный историк, искусствовед, москвовед, уникальный специалист последовательно отстаивает свою позицию, говорит о необходимости привлечения независимых экспертов, о применении законов урбанистики при застройке города. Выступая перед первыми лицами города и коллегами, он прямолинейно высказывает авторитетное мнение профессионала, подвергая жесткой критике одиозные проекты и чиновников, выступает против архитектурных муляжей и искажения архитектурного облика Москвы. Известны его замечания по Генплану, Военторгу, гостинице "Москва", Лефортовскому парку, Царицыно, Коломенскому, Пушкинской площади, Тверской заставе, Хрустальному острову, Провиантским складам, Москва-Сити, Парламентскому центру и многим другим проектам.

Последнее время был предпринят ряд попыток его нейтрализовать. Появилась пасквильная "заказуха" на сайте, уделяющем внимание политикам, крупным чиновникам и "звездам", приостанавливалось его участие в советах и заседаниях, подан иск Правительства Москвы о защите деловой репутации, в связи с публикацией интервью о Царицынском архитектурно-парковом ансамбле в интернет-издании РИА. Помимо иска к нему, в спешке подан иск не на автора публикации, а на фотографа. К сожалению, молодая журналистка не согласовала текст с Алексеем Клименко, лишив его возможности убрать неточности и ознакомиться с интервью. Поддержать его на предварительное заседание суда пришли коллеги архитекторы, искусствоведы, экологи, представители общественного объединения "Царицыно для всех", члены инициативных групп против точечных застроек из многих районов города.

Адвокат РИА-Новости подал ходатайство отложить процесс, так как не исчерпаны возможности мирового соглашения Информационного агентства с московским Правительством. Судья с этими доводами согласился.


Выражаю надежду, что Алексей Алексеевич Клименко не останется один на один с судебной машиной и профессионалы с представителями общественности дадут свою оценку происходящему, предав ее самой широкой огласке.


Следующее заседание Хамовнического суда назначено на 12 марта в 5 зале в 10 утра.


Дополнительная информация на сайте ИА ИКД в статье " Правительство Москвы обвиняет защитников Царицынского парка в клевете".


Предлагаю ознакомиться с мнением специалиста заместителя директора Центральных научно-реставрационных производственных мастерских (ЦНРПМ) по науке, реставратора высшей категории Бориса Сизова.


Искусствовед Т.В.Варская



 

20.11.2008. Царицыно: реставрация или "гламурный Диснейленд"? - ИА REGNUM


Премия имени Бернхарда Реммерса "За выдающиеся заслуги в реставрации и сохранении памятников архитектуры" вручена сегодня, 20 ноября, в Лейпциге (Германия) на выставке-ярмарке Denkmal-2008 мэру Москвы Юрию Лужкову и авторскому коллективу в составе архитекторов, реставраторов и техников за реставрацию музея-заповедника "Царицыно".

Европейская выставка по реставрации, охране памятников и обновлению городов Denkmal проводится в Германии с 1994 г. и стоит в ряду аналогичных мероприятий, таких как выставка Patrimoine, проходящая во Франции, RESTAURO в Италии, Regenex в Великобритании и др. Премия имени Бернхарда Реммерса "За выдающиеся заслуги в реставрации и сохранении памятников архитектуры" учреждена компанией Remmers - известным производителем строительных материалов и, в частности, фасадных и отделочных материалов для реставрации.

По информации ИА REGNUM, награда присуждена двум строительно-реставрационным фирмам, непосредственно выполнившим работы на комплексе зданий и сооружений в Царицыно, - "СОМИТ-реставрация" (постоянный партнер фирмы Remmers, продвигающий данный бренд в России) и "Возрождение" (также партнер Remmers), и разработчикам проекта - коллективу 13-й мастерской ГУП "Моспропроект-2" под руководством Михаила Голубина. По просьбе ИА REGNUM информацию о присуждении награды проектировщикам и исполнителям реставрации дворцового комплекса Царицыно прокомментировал заместитель директора Центральных научно-реставрационных производственных мастерских (ЦНРПМ) по науке, реставратор высшей категории Борис Сизов.


"Выставка-ярмарка Denkmal отличается некоторым коммерческим уклоном и выраженной производственно-технологической направленностью. "Обновление городов" там преобладает над охраной культурного наследия и реставрацией; об этом достаточно красноречиво говорит тематика этой выставки, - заметил он. - Что касается компании Remmers, то это один из основных поставщиков высококачественных реставрационных материалов в России. Нет сомнений, что объемы использования этих материалов в Царицыно были колоссальны, и я полагаю, что технологическая и техническая часть этой работы, несомненно, заслуживает высокой оценки".

"Однако я хочу обратить внимание на то, что премия присуждена "за выдающиеся заслуги в области реставрации и сохранении памятников", и наряду с производственными фирмами среди награжденных упоминается проектный институт "Моспроект-2", что означает признание всех аспектов "возрождения", памятника, включая методические, - продолжил он. - Не знаю, кто конкретно номинировал это достижение с российской стороны, но наверняка при этом не было указано, что "реставрация" комплекса Царицыно проведена вопреки четко высказанному коллегиальному мнению специалистов, неоднократно заявлявших, что то, что было сделано в Царицыно, не имеет права называться реставрацией".

"К величайшему сожалению, то, что произошло в Царицыно, необратимо, - подчеркнул Борис Сизов. - В соответствии со вкусами и капризами власти подлинные памятники уничтожены, и на их месте возведен своего рода "гламурный Диснейленд", который надолго или навсегда фальсифицирует историю русской архитектуры, а значит и русскую историю". "На мой взгляд, это свидетельствует о том, что размывание научных подходов в такой значимой для культуры сфере как сохранение наследия превращается в серьезную проблему на международном уровне. Во всем мире охрана наследия переживает сейчас серьезный натиск со стороны коммерции. Тем не менее, я все-таки надеюсь, что международное культурное сообщество справится с этим вызовом и сможет отстоять те высокие стандарты и научные принципы, которые на самом деле и являются подлинным воплощением современности в обращении с наследием", - отметил Сизов.


Напомним, что Царицыно стало камнем преткновения в отношениях между правительством Москвы и профессиональным сообществом реставраторов, искусствоведов и специалистов в области охраны культурного наследия. В частности, ведущий экспертный орган страны - Федеральный научно-методический совет при Министерстве культуры высказался резко против предложенного проекта "фантазийной" реставрации, нарушающей международно признанные критерии подлинности культурного наследия. Одним из наиболее активных противников проекта строительства нового дворца на руинах построек выдающихся русских архитекторов XVIII в. был директор Института искусствознания Алексей Комеч, не доживший до окончания работ в Царицыно. Появление осенью 2007 г., при открытии комплекса, негативной рецензии известного архитектурного критика Григория Ревзина привело к попытке судебного преследования автора со стороны правительства Москвы. Об этом сообщил сам Ревзин в интервью Агентству архитектурных новостей в октябре 2008 г.

В последнее время вопрос о приемлемости подходов к архитектурному наследию, подобных продемонстрированным в Царицыно, поднимался в ходе научно-практической конференции "Русские усадьбы и мировое культурное наследие", которая прошла в Царицынском дворце 26 сентября 2008 г. В ходе состоявшегося обсуждения эксперт Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) по памятникам Всемирного наследия ЮНЕСКО профессор Тодор Крестев (Болгария) еще раз подчеркнул принципиальное несоответствие принципов "возрождения" Царицына понятию научной реставрации.


По информации Комитета по культурному наследию города Москвы (Москомнаследия), экспозиция российской столицы на выставке-ярмарке Denkmal-2008 - одна из самых крупных. Наряду с Царицыно Москва представляет такие различные по сложности и методам отреставрированные и приспособленные к современному использованию объекты культурного наследия, такие как Марфо-Мариинская обитель, Петровский путевой дворец, ГУМ, гостиница "Ленинградская", водный стадион "Динамо" и др. Нынешняя ярмарка Denkmal, восьмая по счету, проходит под патронатом ЮНЕСКО.

http://www.maps-moscow.com/index.php?chapter_id=143&data_id=354&do=view_single




Правительство Москвы обвиняет защитников Царицынского парка в клевете


16 января в Хамовническом суде состоялось предварительное судебное заседание по иску Правительства Москвы к Алексею Клименко и сайту РИА-Новости о защите деловой репутации.


Чиновники из мэрии считают, что их репутация была опорочена в статье "Реставрация "Царицыно" "убила" редкие породы деревьев", опубликованной 7 октября 2008 года (полный текст http://www.rian.ru/moscow/20081007/152773446.html), и требуют от ответчиков публичного опровержения содержащейся в материале информации.

Статья был написана на основе интервью с членом президиума Экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы, вице-президентом Академии художественной критики, а также жителем района Царицыно и активным защитником парка "Царицыно" Алексеем Клименко.

Как следует из статьи, архитектурно-парковый ансамбль "Царицыно" - самый большой московский музей-заповедник, памятник истории и культуры 18-19 веков. В 2004 году Минкультуры передало его московским властям, которые начали ее масштабную реконструкцию. Она велась два года и завершилась в сентябре 2007 года. Все это время реставрация подвергалась жесткой критике культурологов и искусствоведов.

"При так называемой реставрации в "Царицыно" было нарушено не менее 15 различных законов", - сказал Клименко в интервью РИА Новости. В частности, по его словам, при реставрации было нарушено законодательство в области охраны природы и вырублены сотни тысяч различных пород деревьев и кустарников.

"Сейчас в "Царицыно" абсолютная катастрофа с точки зрения последствий. Царицынский парк просто убит, там вырублены сотни тысяч деревьев и кустарников, которые были совершено здоровы. Все, что там сделано с землей - это преступление", - сказал эксперт. По его словам, биологи установили, что многие редкие растения, в том числе гибрид осины и белого тополя, были уничтожены и полностью исчезли из "Царицыно".

Кроме того, по мнению эксперта, при реставрации был нарушен основной мировой принцип по охране объектов культурного наследия. "На таких памятниках проводится только строгая научная реставрация, реконструкция категорически исключается, возможно только приспособление к современному использованию, но то, что сделано в "Царицыно" - это не реставрация, а реконструкция с элементами реставрации", - полагает Клименко.

По словам Клименко, московские власти постоянно ссылаются на Градостроительный кодекс РФ при проведении реставрационных работ, однако не соблюдают его нормы. "В законе прописано, что в отношении исторических объектов возможна только реставрация, либо регенерация, которая предусматривает воссоздание того, что было, объемного пространства, которое существовало ранее. А у нас под видом регенерации строят все, что хотят, в пять-девять этажей, не соблюдая никаких исторических пропорций, "по-черному" совершенно нарушая законы", - добавил Клименко.

По его словам, часть объектов, появившихся после реставрации в "Царицыно", не соответствует историческим чертежам.

Клименко также высказался категорически против размещения на территории исторического музея-усадьбы спортивных объектов.

Поддержать Алексея Клименко на предварительное заседание суда пришли участники движения "Царицыно для всех", а также представители инициативных групп против точечной застройки и уничтожения памятников архитектуры из районов Арбат, Хамовники, Пресня, Кузнецкий мост, Совета инициативных групп против точечной застройки, движения "Жилищная Солидарность", Общественного Совета по самоуправлению при Мосгордуме и партии "Зеленая Россия".

Судья отказался удовлетворить ходатайства двоих участников движения "Царицыно для всех", желавших вступить в процесс на стороне ответчика. По мнению защитников Царицына, поданный правительством Москвы иск в случае его удовлетворения нарушит их право на распространение аналогичной информации (вместе с имеющимися у них доказательствами ее правдивости), а также на благоприятную окружающую среду. Судья ходатайства не удовлетворил.

Адвокат РИА-Новости подал ходатайство отложить процесс, т.к информагенство, интересы которого он представляет, намерено заключить мировое соглашение с правительством Москвы. Судья с этими доводами согласился. Следующее заседание суда назначено на 9.30 3 февраля.

Движение "Царицыно для всех" защищает паковый ансамбль с 2005 года. Жители Царицыно провели немало акций протеста, обращались в органы власти Москвы, столичную прокуратуру, Генпрокуратуру, Росприроднадзор. Но все эти инстанции не помешали "реконструкции" царицынского парка.


Как заявил на заседании суда Алексей Клименко, проблема сохранения зеленых насаждений особенно важна для южного округа столицы. В промзонах ЮАО работают 4 ядерныъх реактора. В выбросах автозавода "Нагатино" предельно-допустимые концентрации вредных веществ превышены в 560 раз, а Москва-река в южном округе отравлена выбросами полиметаллического завода.


Дополнительная информация: (495) 324-91-66 (Алексей Клименко), Царицыно для всех


 



ИА "ИКД"

СТАТЬЯ, послужившая поводом для подачи иска: Реставрация "Царицыно" "убила" редкие породы деревьев - эксперт

07/10/2008 РИА Новости. Владимир Вяткин


Власти Москвы при реставрации музея-усадьбы "Царицыно" грубо нарушили законодательство в области охраны памятников и защиты окружающей среды и погубили парк с редкими породами деревьев, считает член президиума Экспертно-консульта-тивного общественного совета при главном архитекторе Москвы, вице-президент Академии художественной критики Алексей Клименко.

Архитектурно-парковый ансамбль "Царицыно" - самый большой московский музей-заповедник, памятник истории и культуры 18-19 веков. В 2004 году Минкультуры передало его московским властям, которые начали ее масштабную реконструкцию. Она велась два года и завершилась в сентябре 2007 года. Все это время реставрация подвергалась жесткой критике культурологов и искусствоведов."Казалось бы, обновленный музей-усадьба "Царицыно" очень нравится большей части людей, которые туда приезжают: и чисто, и ухоженно, и красиво - вроде, все замечательно, люди с удовольствием едут туда гулять и фотографироваться. Однако все далеко не так прекрасно. Ведь при так называемой реставрации в "Царицыно" было нарушено не менее 15 различных законов", - сказал Клименко в интервью РИА Новости.

В частности, по его словам, при реставрации было нарушено законодательство в области охраны природы и вырублены сотни тысяч различных пород деревьев и кустарников.


"Сейчас в "Царицыно" абсолютная катастрофа с точки зрения последствий. Царицынский парк просто убит, там вырублены сотни тысяч деревьев и кустарников, которые были совершено здоровы. Все, что там сделано с землей - это преступление", - сказал эксперт.По его словам, биологи установили, что многие редкие растения, в том числе гибрид осины и белого тополя, были уничтожены и полностью исчезли из "Царицыно".

Кроме того, по мнению эксперта, при реставрации был нарушен основной мировой принцип по охране объектов культурного наследия. "На таких памятниках проводится только строгая научная реставрация, реконструкция категорически исключается, возможно только приспособление к современному использованию, но то, что сделано в "Царицыно" - это не реставрация, а реконструкция с элементами реставрации", - полагает Клименко.В качестве примера подобной "подмены реставрации на реконструкцию" эксперт привел Хлебный дом: "Сооруженный огромный стеклянный колпак над Хлебным домом абсолютно поменял пропорции здания и изуродовал его. А ведь перекрыть здание можно было плоско, не нарушив тем самым пропорции объекта". По словам Клименко, московские власти постоянно ссылаются на Градостроительный кодекс РФ при проведении реставрационных работ, однако не соблюдают его нормы. "В законе прописано, что в отношении исторических объектов возможна только реставрация, либо регенерация, которая предусматривает воссоздание того, что было, объемного пространства, которое существовало ранее. А у нас под видом регенерации строят все, что хотят, в пять-девять этажей, не соблюдая никаких исторических пропорций, "по-черному" совершенно нарушая законы", - добавил Клименко.По его словам, часть объектов, появившихся после реставрации в "Царицыно", не соответствует историческим чертежам. "К примеру, фонтан в "Царицыно". Это дело хорошее, но его можно было разместить в другом месте, например, рядом на Борисовских прудах, в долине реки Язвенки, за пределами музея-заповедника. Ведь "Царицыно" - музей-заповедник, историко-культурный памятник, там не было исторического замысла размещать фонтан", - сказал эксперт.Он пояснил, что усадьба строилась для Екатерины Второй, которая, по словам Клименко, не любила фонтаны, поэтому и его сооружения в "Царицыно" не могло быть. Императрица жалела воду и писала Вольтеру, что фонтаны мучают воду, добавил эксперт.

Клименко также высказался категорически против размещения на территории исторического музея-усадьбы спортивных объектов.


"Нельзя делать спортивные сооружения на территории музея-заповедника усадьбы 18 века, где сейчас находится пять волейбольных площадок. Это же нелепость, рядом с "Царицыно" есть колоссальные лесные угодья - тот же Бирюлевский дендропарк, где можно установить волейбольные площадки", - сказал Клименко.

По его убеждению, историческую территорию "Царицыно" следовало сохранить в первоначальном виде. "Данность оригинала - она абсолютна. Для того, чтобы сохранить оригинал, нужно приложить усилия, провести реставрацию, а реставрация - это наука, которая категорически не приемлет штурмовщины, напора, когда на работы наваливается тысячи гастарбайторов", - сказал Клименко.

Он уверен, что надо было оставить историческую зону в "Царицыно" в режиме консервации и реставрации, а всю "новодельную красоту" вынести за пределы.


"Ведь когда рядом с шедевром архитектуры появляется новое нечто в такой же стилистики, то тем самым обесценивается шедевр. Очень страшно появление рядом с шедевром клона, даже абсолютно похожего, так как он теряется. Не случайно Венеция в таком состоянии, Колизей в Риме, а в Москве, к сожалению, это не понимают", - добавил эксперт.

"Царицыно" задумывалось как подмосковная резиденция Екатерины Второй. Первоначально построенная Василием Баженовым усадьба не понравилась императрице и была снесена, а затем выстроена по проекту Матвея Казакова (доведена до перекрытий), но вновь не понравилась, была брошена и уже никогда не достроена. До 1880-х годов дворец был перекрыт железом, затем крыши сняли, и он превратился в руины, в этом состоянии простояв до 2004 года, когда министерство культуры РФ передало его московским властям.


Музей в Царицыно представляет собой комплекс из большого четырехчастного дворца (часть Екатерины Великой, Павла Первого, общий дворец обоих и парадный дворец), более десятка вспомогательных, хозяйственных и парковых сооружений и парка размером более 100 гектара. В воссозданном Большом дворце залы реконструированы в стиле екатерининской эпохи, а парадная лестница, проходящая через все этажи здания, украшена позолотой, канделябрами, зеркалами, мраморными пилястрами.

http://www.rian.ru/moscow/20081007/152773446.html




ЗАМЕТКА Опубликовано 11:32 12.08.2008 Документ: http://www.regnum.ru/news/1040063.html

Ущерб, причиненный природе парка "Царицыно", оценивается в 1,2 млн. рублей (Москва)


Начатые в московском природно-историческом парке "Царицыно" работы по благоустройству левого берега Верхнего Царицынского пруда не обошлись без нарушений. По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от пресс-службы департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, как показала проверка Межрайонной природоохранной прокуратуры, подрядная организация ООО "ЭКО-Грин" стала вырубать сухостой раньше срока, в период гнездования птиц. В результате подрядчик был привлечен к административной ответственности за несоблюдение условий порубочного билета, заявили в департаменте.

Кроме того, добавили в пресс-службе, департаментом природопользования и охраны окружающей среды был рассчитан ущерб, причиненный окружающей среде, за повреждение деревьев и почвенного покрова: он составил почти 1,2 млн. рублей. По мнению столичных властей, ответственность за соблюдение природоохранного законодательства в парке целиком и полностью лежит на дирекции государственного музея-заповедника "Царицыно", который является сторонним пользователем на особо охраняемой природной территории.

Резолюция заседания секции охраны природы МОИП от 3 апреля 2007 года "Природоохранные проблемы природно-исторического парка "Царицыно" и других особо охраняемых природных территорий Москвы".

РЕЗОЛЮЦИЯ
заседания секции охраны природы МОИП от 3 апреля 2007 г.

"Природоохранные проблемы природно-исторического парка "Царицыно" и других особо охраняемых природных территорий Москвы"

Секция Охраны природы Московского Общества Испытателей природы (МОИП) на заседании 3 апреля 2007 г. при участии 25 человек, в том числе - ведущих специалистов МГУ им. М.В.Ломоносова, РАН и других организаций (протокол заседания прилагается) рассмотрела природоохранные проблемы, возникшие на особо охраняемой природной территории (ООПТ) регионального значения "Природно-исторический парк "Царицыно" в связи с реализацией Городской комплексной целевой программы перспективного развития государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника "Царицыно" на 2006-2008 гг., утверждённой постановлением Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. 395-ПП. Эта программа предусматривает масштабные природопреобразующие работы, часть из которых уже выполнена в период 2005 г. - I квартал 2007 г. и причинила существенный вред природе Царицына и всей Москвы.

1. В марте 2007 г. на правом берегу Верхнего Царицынского пруда - в самом ценном на территории природно-исторического парка высоковозрастном широколиственном лесу - под видом санитарной рубки произведена вырубка здоровых деревьев, в том числе - интродуцентов старой посадки, а также почвозащитного подлесочного яруса, подроста клёна остролистного и липы. В результате вытаптывания оставшегося без защиты живого напочвенного покрова из лесных трав или его замены однородными злаковыми газонами на насыпных растительных грунтах этот полноценный широколиственный лес полностью утратит свои природные качества, как это уже произошло на левобережном участке леса.

2. При благоустройстве входной зоны на территорию ГМЗ "Царицыно" от станции метро "Орехово" уничтожены местообитания нескольких видов животных, занесённых в Красную книгу города Москвы - зайца-русака, ласки, пустельги, ушастой совы, жулана, жёлтой трясогузки. При благоустройстве входной зоны со стороны метро "Царицыно", наряду с очень полезным мероприятием - выводом большого числа сторонних хозяйствующих субъектов и рекультивацией нарушенных земель, в прибрежной зоне Нижнего Царицынского пруда был вырублен участок пойменного леса из ивы ломкой - местообитания занесённых в Красную книгу города Москвы травяной лягушки, белоспинного дятла, речного сверчка, а также незабудки болотной.

3. При реализации разработанного мастерской 10 ОАО "Моспроект" проекта "реставрации и приспособления исторического парка" на левом берегу Верхнего Царицынского пруда уничтожен участок смешанного леса с произраставшими там "краснокнижными" видами растений (ландыш майский, ветреница лютиковая, медуница неясная, чина весенняя): он превращён в обедненные и неустойчивые парковые древостои.

4. При экологической реабилитации Верхнего Царицынского пруда и части Нижнего Царицынского пруда к югу от Новоцарицынского шоссе полностью и необратимо уничтожены водоохранная околоводная растительность и прибрежные мелководья. "Реабилитированные" пруды стали непригодными для обитания ранее живших там околоводных "краснокнижных" видов рыб, амфибий и птиц: налима, травяной лягушки, ужа, чомги, широконоски, хохлатой чернети, красноголового нырка, лысухи, камышницы, речной крачки, речного сверчка, обыкновенного ремеза, исчезли нерестилища многих видов рыб.

Таким образом, уже выполненные и продолжающиеся в ГМЗ "Царицыно" работы сводятся к его полной трансформации, причём с очень большим ущербом для природы.


Обострение экологической ситуации приведет к резкому снижению санитарно-гигиенических качеств территории в результате благоустройства массива и к утрате его оздоровительных свойств по отношению к посетителям парка. Облегчение проникновения в разреженные насаждения загрязненных техногенных воздушных масс, шума, уменьшение важности, усиление ветра и солнечной радиации во многом обесценят тот благоприятный эффект нивелировки городского парникового эффекта и смога, который многие годы привлекал жителей в Царицыно. Следует подчеркнуть, что Южный административный округ Москвы - один из наиболее загрязненных.


Проведённые на территории ГМЗ "Царицыно" работы сопровождаются нарушением целого ряда законов РФ и г.Москвы и нормативных правовых актов г.Москвы.

Они не соответствуют утверждённому проекту планировки особо охраняемой природной территории - природно-исторического парка "Царицыно", что является нарушением Закона города Москвы "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы", которым (ч. 4 ст. 7) установлено, что "исходно-разрешительная и проектная документация на благоустройство, реконструкцию и строительство объектов на территории природного комплекса не может противоречить утверждённому в установленном порядке проекту планировки этой территории".

Нарушены:


1. Федеральный закон "Об охране окружающей среды", которым запрещены


"деятельность, ведущая к сокращению численности растений, животных и других организмов, занесенных в Красные книги, и ухудшающая среду их обитания" (ч. 1 ст. 60),

"хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, + и иное ценное значение и находящихся под особой охраной" (ч. 2 ст. 59).

2. Федеральный закон "О животном мире", которым (ч. 2 ст. 24) "действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются".

3. Закон города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", которым (ч. 2 ст. 30) не допускается "нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Москвы или являющихся редкими на конкретной особо охраняемой природной территории".

4. Утверждённое постановление Правительства Москвы от 10 июля 2001 г. 634-ПП Положение о Красной книге города Москвы (п. 7.1), которым установлено, что "объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу города Москвы, подлежат особой охране. Деятельность, ведущая к сокращению их численности и распространения, ухудшающая среду обитания таких объектов, строго регламентируется".

5. Постановление Правительства Москвы от 21 июля 1998 г. 564, которым для природно-исторического парка "Царицыно" принят режим особой охраны, запрещающий "вырубку лесных насаждений или их перевод в парковые; проведение рубок ухода в лесных насаждениях старше 40 лет; удаление пригодных для обитания животных дуплистых и фаутных деревьев при проведении санитарных рубок; изреживание подлесочного яруса".

Таким образом, реализованные в рамках Городской комплексной целевой программы перспективного развития Государственного историко-архитек-турного, художественного и ландшафтного музея-заповедника "Царицыно" на 2006-2008 гг. проекты нарушают действующее законодательство и не соответствуют проекту планировки ООПТ "Природно-исторический парк Царицыно".

Все работы выполняются с грубейшими нарушениями режима особой охраны природно-исторического парка "Царицыно", требований по сохранению видов растений и животных, занесённых в Красную книгу города Москвы", и их местообитаний; они уже причинили существенный экологический ущерб природе этой ООПТ.

В целях предотвращения в дальнейшем уничтожения природных объектов на территории природно-исторического парка "Царицыно" и других особо охраняемых природных территориях Москвы необходимо:

1. Немедленно прекратить научно необоснованные мероприятия по вырубке, преобразованию и разрушению одного из лучших образцов садово-паркового искусства конца XVIII - начала XIX века, котоырые могут привести к необратимой утере этого ценнейшего в России культурно-исторического и природного объекта, другие природопреобразующие работы на территории природно-исторического парка "Царицыно".

2. Провести общественную экологическую экспертизу Городской комплексной целевой программы перспективного развития Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника "Царицыно" на 2006-2008 гг.

3. Привлечь к ответственности лиц, допустивших многочисленные нарушения законов г.Москвы и Российской Федерации при разработке, согласованиях и реализации проектов благоустройства участков территории ГМЗ "Царицыно", реставрации и приспособления исторических парков, экологической реабилитации прудов, в результате чего был причинён существенный экологический ущерб.


ИСТОЧНИК: http://www.forest.ru/forum/viewtopic.php?t=3322





Художественный дневник


Григорий Ревзин

Машина времени: Юрий Лужков построил Царицыно

XXII-MMVII - 11.12.2007


Музей в Царицыне представляет собой комплекс из большого четырехчастного дворца (часть Екатерины Великой, Павла I, общий дворец обоих и парадный дворец, исторически называющийся "Хлебный дом"), более десятка вспомогательных, хозяйственных и парковых сооружений и парка размером более ста гектаров. То есть это императорская резиденция, сопоставимая с дворцами абсолютных монархов в Европе и русской императорской фамилии под Петербургом - Павловском, Гатчиной, Стрельной, Ораниенбаумом. Резиденция, первоначально построенная Василием Баженовым по заказу императрицы, ей не понравилась и была снесена, далее была выстроена по проекту Матвея Казакова (доведена до перекрытий), но вновь не понравилась, была брошена и никогда не достроена. До 1880-х гг. дворец был перекрыт железом, далее крыши сняли, и дворец превратился в руины - в этом состоянии он простоял до 2004 года, когда Министерство культуры РФ передало его Юрию Михайловичу Лужкову в обмен на здание Московской городской думы, бывший музей В. И. Ленина.

По заказу Юрия Михайловича стены дворца отремонтированы, над ним вновь построены крыши (но по первому проекту Казакова, который никогда не бывал реализован), обильно декорированные деталями из фибробетона. Внутри созданы интерьеры в исторических стилях, построено несколько служебных зданий в стиле Баженова, отремонтированы все служебные корпуса, вычищен, отчасти заново спроектирован и насажен парк, на пруду создан комплекс поющих фонтанов, по парку разбросаны избы под названием "Лавка пасечника", у дворца построен стеклянный павильон с неоготическими насечками, а также поставлен памятник Баженову и Казакову работы скульптора Баранова.

Новые павильоны "под Баженова" и поющие фонтаны

Следует сказать, что с точки зрения искусствоведов, а также и законодательства об охране памятников, которое у нас основано на научных представлениях, а не сегодняшней картине мира, произошел акт вандализма. Подлинный памятник уничтожен, безвозвратно, непоправимо, и добавлю - триумфально. Всей академической России - историкам, искусствоведам, музейщикам - плюнули в лицо, я бы даже сказал - победительно харкнули.

Что тут комментировать, когда такая беда? Следует, вероятно, сказать, что вся эта академическая Россия представляет капитал, являющийся долей процента от того, который контролирует Юрий Михайлович Лужков, и потому с сегодняшних позиций может не учитываться. Кроме того, сердца москвичей, простых посетителей Царицына, проникнуты чувством даже не удовлетворения, а ликующей благодарности мэру, подарившему Москве такое чудо. Знаю, общался. Знаю еще и потому, что до того, как утвердить этот варварский с искусствоведческой точки зрения проект реконструкции, московские власти провели опрос на тему достраивать Царицыно или нет. И проект достройки в историческом духе поддержали почти 90% опрошенных, так что спорить здесь не о чем.

Цветочный партер Царицыно

Когда так радикально расходишься с населением и властью в области, где ты специалист, надо переходить на позиции этнографа. Читатель, я поведаю о потрясающих обрядах, принятых у народа под именем "москвичи". Они сегодня, в 2007 году, на полном серьезе построили императорскую резиденцию XVIII века и считают ее музеем. Повторяю, музеем, а не тематическим парком на тему "Екатерина II и ее несчастный сын Павел". Музей основан на презумпции подлинности, более того, они по-прежнему настаивают на том, что Царицыно - это памятник XVIII века (на том основании, что там сохранилось более 50 процентов исторического материала).

К безумию они двигались постепенно. Еще 30 лет назад москвичи были нормальными европейскими людьми со способностью различения прошлого и настоящего. А потом что-то сдвинулось.

Сначала они по фотографиям построили копию храма Христа Спасителя. Это стерло разницу между фальшивкой и подлинной вещью, поскольку копия стала национальной святыней. Потом они снесли гостиницу "Москва" и построили ее заново, считая ее той же гостиницей "Москва". Это убедило их, что в прошлом возможны строительные действия, которые осуществляются в настоящем. Разница между настоящим и прошлым в существенной мере утратилась, однако все же им требовалось, чтобы в прошлом было что-то, что они строят в настоящем - некий артефакт, который создавал бы тождественность двух временных пластов. Наконец, они построили новый дворец XVIII века, которого в XVIII веке не было, и теперь считают его там бывшим. Разница между прошлым и настоящим оказалась утраченной.

Новый стеклянный неоготический павильон Царицыно

Такие коллапсы в сознании не могут быть изолированными, то есть проявляются не только в сумасшествии замысла, но в конкретных чертах нового дворца XVIII века, где принимают характер бытового идиотизма. Например, во дворце есть Тронный зал, посвященный императрице Екатерине Великой, которую Юрий Лужков своей властью посмертно все ж таки прописал во дворце, несмотря на ее категорический прижизненный отказ. Зал двусветный, с золотыми коринфскими колоннами. Поскольку Матвей Казаков не предполагал во дворце двусветного тронного зала, то пришлось сломать перекрытия между первым и вторым этажом, но окна первого этажа оказались маленькими, а второго - большими. Двусветный тронный зал во дворцах XVIII века делается прямо наоборот - с гигантскими окнами первого света и маленькими второго. Так что зал расположен во дворце как бы перевернуто, и с нормальной точки зрения в нем нужно ходить по верху и статую Екатерины Великой вешать к потолку вверх ногами, на манер люстры.

Царицыно. Фрагмент из фибробетона

В ряде случаев лужковские мастера (главным архитектором комплекса выступил Михаил Посохин, но это скорее не человек, а организация - Моспроект-2), лишенные способности ориентироваться во времени, путали дворец XVIII века с другими старыми зданиями, которые они видели, но не помнят, в какое время. Например, парадный вход во дворец решен как подъезд с открытым лестничным колодцем, впрочем, отделан очень роскошно, зеркалами и мрамором. Так во дворцах не делали никогда, ни XVIII веке, ни в XIX, так делали в доходных домах XIX века, и странно, что в открытый лестничный колодец они не всадили лифт. Главный зал на третьем этаже дворца решен как готический со стеклянным потолком и тягами-переплетами. Образ, пришедший из архитектуры оранжерей, вокзалов и ресторанов XIX века, только там была чугунная готика, а здесь дубовая, в стиле кабинетов английского частного особняка эпохи Вальтера Скотта, где, однако, никогда не встречались такие тяги и стеклянные потолки, потому что тогда не строили из чугуна. Деревянные тяги, естественно, ведет, вид довольно странный - они все наклоняются в разные стороны. Как бы это такое неосознанное новаторство, возникшее в силу утраты способности различать времена.

Царицыно. Новые крыши Казакова

Помимо этой прискорбной утраты, лужковские мастера лишились и способности различать подлинную вещь и фальшивку не в историческом только, а в более бытовом смысле. Например, в анфиладе комнат большого дворца спокойно чередуются между собой дубовые и пластиковые порталы, выполненные по одному и тому же противному рисунку. Дубовые панели соседствуют с панелями из ДСП. Великолепные (в ценовой категории) паркеты соединяются со стенами, выкрашенными демократичной зеленой и синей краской с плохой подготовкой подосновы. Мраморные полы встречаются с пластиковыми плинтусами. Качественные зеркала - с зеркальной металлизированной пленкой, наклеенной на стекло, - такие решения используются в привокзальных сортирах.

Зал славы России ("Павловский" тронный зал) во дворце Казакова

Сейчас в залах развернута выставка "Царские охоты", и там есть упоительная деталь - головы оленей и кабанов, которые во дворцах XVIII века было принято вешать на стены, висят на щитах, сбитых из недорого паркетного ламината. Как-то из кооперативной закусочной 90-х получилось.

Плафон работы Василия Нестеренко в "Павловском" зале

Я понимаю, что это своего рода хозяйственная логика, москвичи и Юрий Михайлович Лужков, как их вождь, просто не могли допустить, чтобы вот стоял в Москве дворец - и в руинах. Но к этой хозяйственности тоже следует относиться этнографически, а не с экономической точки зрения, потому что это какая-то специфическая хозяйственность. Аргументом в пользу реконструкции Царицына было то, что до реконструкции это было страшное дикое загаженное место. Но для того, чтобы содержать в порядке парк и руины, достаточно усилий ста дворников. Для того, чтобы содержать в порядке музей, нужны те же дворники, а еще сотрудники музея, а еще расходы на его отопление, электричество, ремонт, климат и т.д. и т.п. - в десятки раз больше средств. При этом я не могу понять, зачем все это функционирует. Честно сказать, я не очень понимаю, как в этих помещениях проводить выставки - любая подлинная вещь, попадая в них, начинает казаться китайской подделкой. Но даже если забыть об этом, есть ведь и такое обстоятельство. Императорские резиденции - это специфический тип музеев, их экспозиция состоит из них самих. Никому не придет в голову проводить в Версале или Царском Селе выставку современного искусства или чего-либо подобного - там показывают, как все это жило при императорах. Соответственно весь этот музей, сотрудники, электричество и тепло нужны для того, чтобы показывать интерьеры, созданные Юрием Михайловичем Лужковым. В принципе, перед музеем, как это принято говорить, открываются большие перспективы - там сейчас только Тронный зал, а нужно сделать спальню Екатерины, ее кабинет, столовые, комнаты фрейлин и кавалеров, и потом все это поддерживать. Согласитесь, что в такой хозяйственной логике есть нечто маниакальное.

Екатерининский тронный зал

В целом можно сказать, что в этом комплексе соединились три группы мастеров, соответствующие разным периодам царствования Юрия Михайловича. Во-первых, тут есть мощная струя из подземного комплекса на Манежной, струя дешевой кооперативной халтуры, свойственной раннему Юрию Михайловичу. Она особенно характерна для помещений буфета и ресторана, кажется, непосредственно перекочевавших из манежного фастфуда. Во-вторых, тут есть мастера по мрамору и дереву, которые подвизались на строительстве филиала Большого театра и Библиотеки МГУ на Ленгорах. Они сочетают в своей работе фантастически дорогие материалы и очень качественную их обработку с такой немудрящей беспомощностью рисунка, что даже как-то неловко становится. Ну как если бы критиковал выставку детского рисунка из интерната для дефективных - только ее почему-то перевели в мрамор и полудрагоценные камни. И, наконец, есть третья группа, перекочевавшая сюда с реконструкции Большого Кремлевского дворца. Эти феноменально золотят что ни попадя и создают образ самой пестренькой имперской государственности в истории. Думаю, их одолжило Лужкову ХОЗУ президентской администрации, и такое ощущение, что раньше они делали самовары, позумент и парчовые подушечки для орденов, а возможно, и государственные гробы.

Лестничная группа дворца Казакова

Все это вместе, в общем-то, естественное следствие того, что всем специалистам наплевали в рожу - в комплексе остро ощущается отсутствие хотя бы одного человека, который в принципе разбирается в том, как оно бывает во дворцах XVIII века. Вообще, если оценивать это произведение в целом, то оно больше всего напоминает результат мимолетного посещения новым русским заказчиком фильма "Жмурки" Петергофа, когда он посмотрел и решил, что у него все должно быть, как у царей. И действительно типа того и вышло. Ну как бы похоже.

Ордер и порталы "Павловского" зала

Но в этом "как могли" есть два аспекта. Есть искусствоведческий, но есть и свойство времени, что ли. Понимаете, когда приходишь в это Царицыно, и там сто гектаров парка подстригают и причесывают сто тысяч таджиков, и сотни мастеров чего-то спешно домазывают, дошлифовывают, натягивают люстры, чистят стекла, а фонтаны поют, а по аллеям скачут ученицы школы верховой езды, а еще таджики чистят кареты, и уж и саночки золоченые лебедями завезли, а в "Лавках пасечников" уже какие-то лубочные бородачи конфетки-бараночки раскладывают, а сотни ментов повсюду оглаживают пуза в преддверии спокойной старости, а научные сотрудники чучело медведя пылесосят к приезду господина Грызлова, а фольклорные девки сапоги красные мерят, то чем, спрошу я вас, чем не XVIII век? Чем не крепостное право, не абсолютизм, чем не дикость "бунташного" столетия?

Предприятия общепита в чердачных помещениях

Отчасти в Царицыне изобретена машина времени, позволяющая свободно вернуться в любую точку прошлого и навести там порядок. Но только отчасти. Вряд ли Юрий Михайлович смог бы все это так возродить, если бы мы в некотором смысле и не жили все в том же XVIII веке. Одна условность, что это - музей. Надо как-то это пересмотреть. Надо прямо назвать это дворцом Юрия Михайловича Лужкова, открытым для публики.


http://www.projectclassica.ru/art_journal/22_2007/artj22.htm




Рустам Рахматуллин


Известия , 21.01.2009


Новое строительство SOS. Архитектурное наследие


Юрий Лужков подал в Хамовнический районный суд очередной иск о защите деловой репутации правительства Москвы. Ответчиками выступают РИА Новости и историк искусства, москвовед Алексей Клименко, сказавший в интервью агентству, в частности, следующее: "При так называемой реставрации в Царицыне было нарушено не менее 15 различных законов". Дело обещает быть громким.

Это второй случай, когда мэр Москвы подает в суд на защитника старины. В 2004 году ответчиком оказался ныне покойный Алексей Ильич Комеч, который лишь процитировал закон по случаю реконструкции здания Манежа. Что же говорят законы по поводу реконструкции Царицына? И какие это законы?

Их даже больше, чем пятнадцать: Конституция; Градостроительный, Лесной, Земельный, Уголовный, Административные (федеральный и московский) кодексы; федеральные законы о наследии, об основах градостроительства, об охране природной среды, об экологической экспертизе, о животном мире; городские - о памятниках истории и культуры, об охраняемых природных территориях, о градостроительной деятельности на них, о таковой же на исторических территориях, о защите прав граждан при таковой деятельности, о порядке возведения монументов...

Нарушения архитектурного и культурного законодательства в Царицыне читателям нашей рубрики хорошо известны. Напомним их кратко. Перекрытие двора Хлебного дома, подземная входная зона дворца с въездом и наземным павильоном-входом, "готические" туалет и трансформаторная в центральной части дворцового ансамбля, металлические мосты через пруд и прочее - суть капитальное строительство на памятнике и на его территории, запрещенное несколькими законами. Более того, запрещено само проектирование таких работ. А значит, и принятие их к рассмотрению. Некоторые работы - например, перекрытие Хлебного дома - велись до получения согласований, то есть самовольно и с превышением полномочий. Как квалифицировать согласования федеральных и московских органов охраны памятников, полученные задним числом, решит суд. Прибавьте снос и новодел Русалкиных ворот. Прибавьте установку монумента Баженову и Казакову в обход монументальной комиссии, то есть опять-таки в обход закона.

Об экологических нарушениях "Известиям" рассказал правозащитник, представитель ответчика в суде Андрей Маргулев. Царицынский пейзажный парк не просто парк, а часть особо охраняемой природной территории (ООПТ) - Бирюлевского лесопарка, состоящего в Лесном фонде. По проекту планировки - в основном зона лесного вида природоохранного назначения. На таких территориях запрещены перевод лесных насаждений в категорию парковых, их вырубка, удаление дуплистых деревьев, пригодных для обитания животных, прореживание подлеска, рубки в период выводки и гнездования (с 1 апреля по 31 июля - у строителей самый сезон) и даже простое удаление опавших листьев и хвороста. Разумеется, запрещена хозяйственная деятельность по проектам, не имеющим положительного заключения государственной экологической экспертизы и согласования дирекции ООПТ.

В 2007 году правительство Москвы вывело территорию музея "Царицыно" из ведения этой дирекции (спецлесхоза "Юго-Восточный"), однако ни музей, ни кто-либо иной не получили функции охраны и содержания территории как особо охраняемой природной. Сама передача участка в постоянное бессрочное пользование музею (2005 год) также была незаконна. Музей как пользователь не заключил охранные обязательства с дирекцией ООПТ, что сделало незаконными все хозяйственные работы - так называемое благоустройство - на территории музея.

Лес Царицынского парка в результате "реставрации" перестал существовать. На территории более 100 гектаров вырублен весь подлесок - несколько тысяч единиц деревьев и несколько сотен тысяч единиц поросли и подроста клена. Под искусственными газонами и котлованным грунтом погребены почва и живой надпочвенный покров, включавший краснокнижные виды: ветреницу лютиковую, медуницу неясную, ландыш майский, колокольчик широколистный... Царицыно покинули ястреб-тетеревятник, серая неясыть и белоспинный дятел. Уничтожены местообитания зайца-беляка и ласки. Популяция краснокнижной травяной лягушки в Оранжерейных прудах уничтожена физически.

Проекты "реставрации" и "благоустройства" поступали на экологическую экспертизу избирательно, а программа развития музея не поступала вовсе.

Сколько именно законов нарушено в Царицыне, может сказать лишь суд. Но если суд насчитает не пятнадцать, а четырнадцать законов, значит ли это, что Алексей Клименко будет признан виновным? И вынесет ли суд определения по поводу действий чиновников, архитекторов и строителей, если установит хотя бы одно их нарушение? Вопросы, боюсь, риторические...


первоисточник: http://www.izvestia.ru/moscow/article3124531/




Наталья Самовер


Архнадзор , 17.02.2009


Новое строительство Реставрации в Москве


"Архнадзор" неоднократно писал о двух наиболее громких скандалах в деле охраны московских памятников последних лет - о мягко говоря неоднозначной реконструкции усадьбы Царицыно и о варварском сносе усадьбы Римского-Корсакова на Тверском бульваре. Кто бы мог предположить, что однажды эти сюжеты встретятся вместе? на выставке образцовых реставрационных проектов. Исследование Натальи Самовер, ИА Regnum.

Вынужденно возвращаемся к теме, чтобы разобраться: правда ли вручение премии Реммерса означает, что "отношение к памятникам в российской столице стало примером для Европы" и при чём здесь звёзды столичного общепита.

30 января в Москве, в Белом зале отреставрированного дома Пашкова открылась, чтобы уже 4 февраля закрыться, любопытная выставка. Немногим ее посетителям, проникшим туда по пригласительным билетам, удалось своими глазами увидеть материалы стенда "Реставрация. Диалог прошлого с настоящим", подготовленного Комитетом по культурному наследию города Москвы для участия в VIII Европейской выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов Denkmal, прошедшей в Лейпциге в ноябре 2008 г.

Российская столица впервые заявила о себе на Denkmal; ее дебют просто обязан был стать событием, а мы просто обязаны были об этом узнать. Специфические московские понятия о реставрации памятников архитектуры предвкушали международный триумф и жаждали официального признания в среде тех самых профессионалов, мнением которых им столько лет кололи глаза назойливые защитники старины. И члены московской делегации остались очень довольны произведенным в Европе эффектом. Как благодушно делился впечатлениями один из них, выставка в целом оказалась так себе - сплошные краски, замазки, деревяшки какие-то? Немудрено, что скучающая публика валом валила на стенд Москвы, где на 500 кв. метрах были расставлены гигантские экраны, на которые проецировалась впечатляющая видеопрезентация, выполненная в 3D-графике и уснащенная стереоэффектами. Информационные киоски с сенсорными дисплеями позволяли в интерактивном режиме ознакомиться с каждым из представленных объектов отдельно. Звучала классическая музыка. Хозяева стенда потчевали посетителей чаем с коньяком.

Вот эту красоту, созданную потрясать воображение европейцев, и развернули ненадолго в доме Пашкова. Приглашенные на вернисаж представители культурной общественности и журналисты растерянно бродили между громадными экранами, дивясь на невиданную выставку без экспонатов. Словно осколок XIX века, случайно залетевший в будущее, в уголке притулились несколько крохотных витринок с археологическими находками; на них почти никто не глядел. Чтобы вполне насладиться видеопрезентацией, гостям предлагалось надеть специальные очки, превращающие мутную картинку в иллюзорно трехмерную реальность. И в самом деле, через очки все выглядело просто прекрасно. Наконец появился припозднившийся организатор торжества - председатель Москомнаследия Валерий Шевчук и, произнеся необходимые в таких случаях слова о Москве, реставрации, выставке, успехе, призвал гостей не пренебрегать фуршетом, любезно подготовленным рестораном "Турандот". В общем, праздник вышел не хуже, чем в Лейпциге.

Было на что посмотреть и о чем подумать. С экранов и дисплеев глядели разные лики московской реставрации. Спасенный от гибели дом Пашкова. Поднятый из руин и грубо осовременненный Водный стадион. Смесь реставрации с новоделом в Петровском путевом дворце. Завод товарищества "Алексеев, Вишняков и Шамшин", превращенный в элегантный бизнес-центр "Фабрика Станиславского" с театральным залом для труппы Сергея Женовача. Новорусская неоготика Царицына? Десять объектов из одиннадцати, информация о которых была размещена на сенсорных киосках, фигурировали под названиями, соответствующими названиям памятников: палаты Волковых-Юсуповых, гостиница "Ленинградская", Марфо-Мариинская обитель милосердия, жилой дом с палатами, ГУМ? И только на одном дисплее посетители выставки с удивлением обнаруживали название коммерческого заведения - ресторан "Турандот".

Ну, что же? Это честно. Потому что памятника двух веков русской архитектуры - усадьбы Римского-Корсакова на Тверском бульваре, больше не существует, а то, что от него осталось, числится в официальном списке объектов культурного наследия столицы под удивительным описанием: "Дом, начало XIX в. Построен под руководством арх. О.И. Бове. Стена".

История превращения дома Римского-Корсакова в гламурный ресторан известна как один из самых позорных эпизодов в истории нашего города за последние десятилетия. Тем большего внимания заслуживает изложение ее официальной версии в рамках экспозиции, по которой посетители международной выставки могли судить о достижениях реставрации в российской столице. Необщедоступный характер выставки в доме Пашкова лишил широкую публику возможности непосредственно к ней приобщиться, так что позволю себе пространно процитировать текст с дисплея информационного киоска.

Неизвестный составитель этого текста мастерски владел искусством производить впечатление на читателя. Чего стоит один заголовок раздела, посвященного трагическим последним годам истории усадьбы, - "Период реставрации". Дальше от чтения уже не оторваться. Итак, реставрация объекта по адресу Тверской бульвар, 26 происходила следующим образом:

"В июне 2000 года правительство Москвы приняло решение: владения по Тверскому бульвару, 26 отреставрировать и открыть там культурный центр русской старины. 26 июня 2001 года памятник федерального значения был передан для реставрации, создания культурного центра и расширения кафе "Пушкин", расположенного по соседству в доме 28. Неожиданно "реставраторам" помешали те строения, которые не решился снести когда-то Римский-Корсаков. В 2002 году рабочая группа комиссии по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах Москвы разрешила три из шести зданий снести. А в августе 2003 года были снесены и оставшиеся здания. От всего исторического ансамбля остался один фасад по Тверскому бульвару, 26 и флигель под номером 24″.

Вот такой вышел "диалог прошлого с настоящим". Зато следующий раздел, озаглавленный "Современное использование", излучает оптимизм:

"Сегодня здесь размещается один из самых роскошных ресторанов Москвы - ресторан "Турандот", не так давно открытый известным московским ресторатором Андреем Деллосом. Заведение представляет собой уникальный "музей", в котором каждый элемент интерьера сделан в единственном экземпляре вручную. Специально для этого проекта были построены мастерские, где в течение шести лет несколько сотен художников, скульпторов, резчиков по дереву создавали детали интерьера из бронзы, стекла, металла и дерева".

Этот текст, повествующий европейской и русской публике об особенностях ресторации? простите, реставрации по-московски, представляет собой компиляцию статьи о ресторане "Турандот", помещенной в журнале "Лучшие интерьеры", и куда менее благостных текстов, находящихся на известных краеведческих сайтах "Москва, которой нет" и "Архнадзор". В последних, правда, упоминались некоторые второстепенные подробности, которые не заинтересовали автора компиляции. Например, такая деталь - памятник федерального значения был передан для реставрации, создания культурного центра и расширения кафе "Пушкин" не некому безымянному инвестору, а тому самому ООО "Кросс Лайн" (Ресторанный дом А.К. Деллоса), которому и по сей день принадлежат и "Пушкин", и новоявленный "Турандот". Таким образом "известный московский ресторатор", любитель новодельной старины и создатель уникального "музея" в кавычках, неумолимо рифмуется с "реставраторами", которым так неожиданно помешали те строения, которые не решился снести Римский-Корсаков, а потом и все остальные строения усадьбы тоже. Учитывая, что ресторан открылся в 2005 г., нельзя не заметить и то, что отсчет тех самых шести лет, в течение которых мастера, направляемые прозорливой мыслью будущего владельца "Турандота", трудились над созданием деталей задуманного им интерьера, начался за год до принятия правительством города решения о реставрации усадьбы.

Оставалось только зажевать эти неприятные открытия фуршетом?

Но вернемся немного назад. Явление москвичам этой экспозиции стало финалом целой череды поразительных информационных трансформаций, по смелости не уступавших 3D-графике, объектом которых стали события и факты, связанные с Denkmal-2008.

Эта сугубо профессиональная выставка-ярмарка неожиданно оказалась в центре внимания в конце ноября минувшего года после того, как стало известно о том, что 20 ноября столичным руководителям, проектировщикам и производственникам, принимавшим участие в реконструкции усадьбы Царицыно, там была вручена награда, о которой никто в Москве ранее не слышал, - премия Бернхарда Реммерса. Спустя несколько дней вернувшийся из Германии первый заместитель премьера столичного правительства Владимир Ресин на специально созванной пресс-конференции продемонстрировал журналистам красивую хрустальную призму с золоченым пояском.

Столичные СМИ откликнулись на новый триумф родного города фейерверком восторженных заголовков. Вот некоторые из них: "Немцы подтвердили уровень Москвы", "Реставраторам "Царицына" вручен международный "знак качества", "Равнение на "Царицыно", "Возрожденное "Царицыно" получило мировое признание", "Царицыно победило по всем статьям" (все - "Московская правда"), "Отношение к памятникам в российской столице получило международное признание" ("Вечерняя Москва"), "Столичные реставраторы удостоены престижной премии за сохранение культурного наследия Москвы", "Работа столичных реставраторов стала примером для Европы" (оба - "Новые Известия"), "Царицынская победа" ("Российская газета"), "Ренессанс реставрации" (газета мэрии Москвы "Тверская, 13″).

"Признание мировым экспертным сообществом заслуг московских архитекторов и реставраторов, вернувших всему культурному миру творение русских архитекторов В. Баженова и М. Казакова, является также и признанием всей политики возрождения, воссоздания и защиты исторических памятников, проводимой в последние годы московскими властями и Москомнаследием", - ликовала "Московская правда".

Голоса немногочисленных скептиков ("Царицыно: реставрация или "гламурный Диснейленд"?" (ИА REGNUM), "Реконструкция усадьбы "Царицыно" окупилась" ("Газета"), "За цемент в "Царицыно" можно быть спокойным" ("Время новостей"), "Премия за позор" (телепрограмма "Вести-Москва"), "Лужкова наградили за Царицыно, "архитектурную трагедию" (сайт "В Москве"), потонули в хвалебном хоре.

В развернувшемся соревновании по прикладному патриотизму с большим отрывом победила газета "Труд" с заголовком "Валерий Шевчук: На премию ЮНЕСКО претендовали 40 стран". Впрочем, если верить этой публикации, сам председатель Москомнаследия высказался несколько иначе: "Это высшая профессиональная награда, которая в этом году проходила под патронатом ЮНЕСКО. На нее претендовали 40 стран мира, поэтому для нас очень важно, что премия досталась именно Москве".

Поистине, если столь многие страны претендовали на получение премии Бернхарда Реммерса, такой победой стоит гордиться. Однако эта информация начинает восприниматься немного под другим углом при сравнении с пресс-релизом, посвященном выставке Denkmal, который был распространен ведомством г-на Шевчука накануне события. "На выставке, которая проходит с 1994 года под патронатом ЮНЕСКО, будет представлено 400 экспонатов из более чем 40 стран", - говорится в нем. Нетрудно заметить, что речь идет об общем количестве стран - участниц выставки, а вовсе не о числе претендентов на премию. Ну, и окончательно ставит все на свои места официальная статистика выставки, согласно которой в ней приняли участие 443 экспонента из 13 стран.

Имели ли эти страны и экспоненты какое-то отношение к столь радостному для Москвы событию, нам предстоит разобраться.

До последнего времени широкая московская общественность не имела ни малейшего понятия о выставке-ярмарке Denkmal. Тем не менее, как-то само собой разумелось, что лишь мероприятие, обладающее высочайшим статусом, достойно воздать честь создателям нового Царицына. И вот "Московская правда", знакомя своих читателей с Denkmal, сообщает, что это "главная европейская выставка-ярмарка по вопросам охраны и реставрации памятников". Еще дальше пошло Москомнаследия, оценив ее как "самое яркое событие для международного сообщества реставраторов, технологов и экспертов". Разумеется, с особенным вниманием подчеркивалось, что выставка проводится под патронатом ЮНЕСКО.

Специалисты, однако, знают, что Denkmal представляет собой не центральное международное событие в сфере реставрации, а лишь одну из крупных отраслевых ярмарок, проходящих в европейских странах, вроде итальянской Restauro и французской Patrimoine, причем отличается от них выраженным технологическим уклоном. В центре внимания здесь находятся применение ремесленных технологий и ручного труда в сохранении памятников, специальные материалы для консервации и реставрации зданий и произведений искусства, строительные приборы и оборудование, методы санации старых построек и т.п.

Непросто оказалось разобраться и в том, кто, собственно, присудил москвичам премию имени Бернхарда Реммерса, врученную на выставке Denkmal. "Труд", к примеру, ничтоже сумняшеся, утверждал, что это сделало не более, ни менее как само ЮНЕСКО. Выдающийся вклад в создание путаницы в этом вопросе внесло Москомнаследия, которое в своем официальном сообщении походя уравняло премию Бернхарда Реммерса в статусе с золотыми медалями выставки-ярмарки. Из фразы: "Эти награды являются показателем высокого качества реставрационных работ и присуждаются международным жюри 10 экспонентам из разных стран", естественным образом вытекал вывод, что премия Бернхарда Реммерса является одной из официальных наград выставки и присуждается непосредственно жюри Denkmal. Эта версия, исходящая из авторитетного источника, не могла не проникнуть в прессу, однако, в большинстве статей и информационных сообщений все-таки говорилось о том, что премия присуждена некой Академией Бернхарда Реммерса.

К этой организации мы еще вернемся, а пока обратим внимание на то, кто из 443 экспонентов выставки был удостоен ее наград, и за что. Решение о присуждении десяти золотых медалей Denkmal-2008 было принято авторитетным жюри, состоявшим из членов Консультативного совета и Международного комитета выставки. С именами этих экспертов, согласно нормам, принятым для публичных наград, можно ознакомиться в открытом источнике - на сайте www.denkmal.de. Там же можно найти и список лауреатов золотых медалей. Достойно внимания, что ни один из создателей помпезных новоделов, которые встречаются отнюдь не только в Москве, не удостоился этой реально престижной профессиональной награды. Зато были отмечены такие заслуги в сфере сохранения культурного наследия как изготовление светильников для исторических интерьеров, сохранение традиционных технологий обработки стекла и металла и разработка проекта спасения пустующих старинных зданий на основе некоммерческого использования недвижимости.

В числе десяти лауреатов медалей Denkmal-2008 фигурируют также целых три выставочных стенда, но и среди них, увы, нет эффектного стенда Москвы, который, по утверждению "Известий", "стал гвоздем программы форума". Золотых медалей были удостоены стенды Санкт-Петербурга, Франции и немецкой земли Гессен.

Ручной труд, искусство ремесленников, возрождение старинных технологий, бережное отношение к памятнику - конёк выставки Denkmal, поэтому неудивительно, что выставке достижений зарубежных информационных технологий, которую продемонстрировала Москва, жюри предпочло стенды, создатели которых не ограничились виртуальной презентацией своих достижений. К примеру, петербуржцы подробно представили городские реставрационные программы, включая комплексную реставрацию памятников, восстановление живописи, художественного металла, мозаик, мебели и др., рассказали о деятельности реставрационных фирм города и продемонстрировали мастер-классы реставраторов - скульпторов, живописцев и иконописцев.

"В Европе философия сохранения наследия включает в себя более широкий круг понятий, нежели традиционный взгляд на реставрацию в России и Украине, который представлен обычно профессионалами из области архитектуры и градостроительства, - подводит итоги выставки сайт украинского представительства немецкой компании "Реммерс". - Прежде всего стоит отметить внимание и направленность на сохранение преемственности культуры и традиций. В то время как российский стенд изобиловал фотографиями зданий-памятников архитектуры, дворцово-парковых ансамблей до и после реставрации, проектами восстановления и регенерации исторических мест, макетами и интерьерными решениями, на других стендах можно было поучаствовать в многочисленных технологических и творческих процессах - изготовлении мебели, создании интерьеров и различных архитектурных деталей, причем многое делалось на станках, скопированных с тех, что применялись сотни лет назад".


Но вернемся к премии и к присудившей ее Академии Бернхарда Реммерса.

Что же мы знаем об этой организации? О, гораздо больше, чем о выставке! Я бы даже сказала - гораздо больше того, что есть на самом деле. То есть изначально-то о ней не было известно вообще ничего, но с подачи все того же Москомнаследия мы узнали, что Академия Бернхарда Реммерса представляет собой "Европейский институт по изучению принципов индивидуального сохранения зданий и защиты памятников". Из названия Академии, между тем, явствовало, что она как-то связана с немецкой компанией Remmers Baustofftechnik GmbH, которая активно позиционирует себя на рынке России в качестве одного из ведущих производителей специальных материалов, применяемых для защиты, сохранения, ремонта и реставрации зданий и сооружений. Однако привязка к коммерческой фирме неприятно диссонировала с искренним переживанием как руководящими, так и пишущими товарищами полученной награды в качестве не менее как Нобелевской премии в области реставрации. И в конце концов так случилось, что само название Академии Бернхарда Реммерса вообще выпало из контекста, и на свет божий явился чистейшей воды симулякр в исполнении "Новых Известий": "Премия "За выдающиеся заслуги в реставрации и сохранении памятников архитектуры" учреждена Европейским институтом по изучению принципов индивидуального сохранения зданий и защиты памятников".

Чтобы разобраться, о чем же, все-таки идет речь, обратимся к официальной информации компании "Реммерс", в честь основателя которой и получила свое имя Академия Бернхарда Реммерса (Bernhard-Remmers-Akademie).

Как выясняется, в оригинале второе название этой организации выглядит несколько более приземленно - Europaisches Institut fur Handwerkliche Bauwerkserhaltung und Baudenkmalpflege, что может быть переведено как "Европейский Институт ремесленных методов сохранения архитектурных сооружений и защиты памятников архитектуры". Под воздействием ауры высокого научного авторитета, окружающей в русском языке слова "институт" и "академия", невольно возникает образ экспертного учреждения европейского масштаба, однако это не так. Согласно информации, размещенной на сайте украинского представительства "Реммерс", Академия Бернхарда Реммерса является "центром дополнительного образования строителей, архитекторов, инженеров и продавцов".

"Для VIP клиентов существует возможность пройти курс обучения в академии Реммерс, расположенной в городе Лёнинген в Германии, - развивает тему сайт российского представительства. - (?) Проектировщики, архитекторы, конструкторы и исполнители работ изучают свойства материалов Remmers и Ressa, основы строительной физики, технологию монтажа и нанесения материалов, учатся выполнять расчеты расхода материалов". "Поскольку для нас защита памятников - гораздо больше, чем просто коммерческий проект, мы основали Академию Бернхарда Реммерса. Здесь происходит подготовка будущих специалистов, обмен опытом и знаниями. Все денежные средства, полученные от его деятельности, направляются в Немецкий Фонд защиты памятников", - с достоинством сообщает компания.

А сама премия Бернхарда Реммерса? Что нам известно о ней? Всё, что надо для того, чтобы гордиться ее получением. Прежде всего, она "престижная". Нам сообщили, что она является "главной наградой ярмарки" (газета московского стройкомплекса "Московская перспектива"), и даже "высшей международной наградой, которую присуждают за достижения в области реставрации объектов культурного наследия" ("Российская газета"). Ее вручают "за самые масштабные проекты в области реставрации памятников истории" (программа "Вести-Москва"), и эта церемония является "центральным событием выставки Denkmal" ("Московская перспектива").

"Эта престижная премия вручается на основании авторитетного мнения независимого международного жюри и вместе с победой приносит своему обладателю мировое признание в деле сохранения памятников истории и культуры. Поэтому то, что московские мастера получили именитую премию, стало знаком международного признания отечественной школы реставрации", - резюмирует "Тверская, 13″.

Нет никаких оснований сомневаться в том, что Академия Бернхарда Реммерса присуждает свою корпоративную премию не просто так, а с учетом мнения некоего жюри. Жаль только, что его персональный состав скрыт от общественности. Известно лишь, что на церемонии вручения премии в Лейпциге лауреатов приветствовал в качестве главы консультативного совета Академии Бернхарда Реммерса главный управляющий Ремесленной палаты города Мюнстера Вальтер Бурихтер (Walter Bourichter), а в качестве руководителя экспертной комиссии, посетившей в 2008 г. Москву, упоминается председатель Немецкого Фонда защиты памятников профессор Готфрид Кисов (Gottfried Kiesow). Имена других международных экспертов, участвовавших в присуждении премии, к сожалению, покрыты тайной.

Официально премия Бернхарда Реммерса (Der Bernhard-Remmers-Preis) имеет технологическую направленность. На сайте компании можно прочесть, что она вручается за выдающиеся заслуги в сохранении памятников архитектуры (в буквальном переводе в "уходе" за ними), причем особенное внимание уделяется ремесленному мастерству. Премии Бернхарда Реммерса удостаиваются квалифицированные рабочие, архитекторы, проектировщики, специалисты в области охраны памятников, реставрационные фирмы и заказчики. Подразумевается, что в своей благородной деятельности лауреаты не обходятся без применения продуктов "Реммерс".

В полном соответствии со своей идеологией, Академия Бернхарда Реммерса определила заслуги лауреатов 2008 года как "выдающийся пример образцового ремонта кирпичной кладки" и присудила премию директорам реставрационных фирм "СОМИТ-Реставрация" и "Возрождение", являющихся постоянными партнерами компании "Реммерс" в России. О той роли, которую весьма не дешевые материалы "Реммерс" сыграли в ударной реставрации Царицыно, Елена Каграманова и Андрей Ивлев подробно рассказали в интервью, опубликованном на сайте российского представительства компании. Третьим лауреатом премии Бернхарда Реммерса стал Михаил Голубин - руководитель 13-й мастерской проектного института "Моспроект-2″, разработавшей проект реконструкции Царицыно, реализация которого открыла громадное поле для применения материалов и технологий "Реммерс".

В дни, когда московский стройкомплекс и Москомнаследия от души праздновали долгожданное международное признание "всей политики возрождения, воссоздания и защиты исторических памятников, проводимой в последние годы московскими властями", компания не скрывала своего собственного понимания смысла премии. "Премией Remmers был награжден исторический комплекс "Царицыно", в восстановлении которого компания принимала активное участие; специально для этого объекта фирма разработала и поставила строительные растворы", - сообщалось в ее пресс-релизе.

Именно "фирменным" вниманием к технологии реставрационного дела был продиктован и комментарий председателя правления компании "Реммерс" Герда-Дитера Сивердинга (Gerd-Dieter Sieverding), который опубликовала газета "Московская перспектива". В угаре самовосхвалений газета использовала слова немецкого бизнесмена как подтверждение "мирового признания" культурной ценности царицынского новодела, между тем, как тот рассуждал лишь о технических аспектах "лечения" подлинных стен. "Каждый объект мы считаем уникальным, поэтому он требует специального подхода. Он рассматривается как что-то живое, что можно исследовать, узнать какие болезни были раньше, что надо делать, как лечить. Только ответ на все эти вопросы дает основу для настоящей научной реставрации, - подчеркнул Сивердинг. - Мы вручаем приз профессии ремесленника и хотим, чтобы они и дальше старались работать очень хорошо, надежно. Этим призом мы их стимулируем на новые шедевры".

Однако в Москве премию Бернхарда Реммерса воспринимали вовсе не как профессиональную, а как политическую. В знак высочайшей ценности награды в Германию за ней отправилась высокая правительственная делегация столицы. Первоначально планировалось, что возглавит ее сам Юрий Лужков; в последний момент его заменил руководитель московского стройкомплекса Владимир Ресин. Елена Каграманова и Андрей Ивлев приехали в Лейпциг лично, а вместо Михаила Голубина получать премию прибыл генеральный директор Моспроекта-2 Михаил Посохин. Любопытно, что ему, как и отсутствовавшему мэру Москвы, тоже досталась персональная награда от Академии Бернхарда Реммерса. И хотя их имен нет в списке лауреатов премии 2008 года, опубликованном на сайте "Реммерс", немецкая сторона все-таки одарила обоих большими почетными грамотами в рамках с надписью по-русски: "Премией Бернхарда Реммерса награждается такой-то за выдающиеся достижения в деле реставрации дворцового комплекса Царицыно". Судя по сообщению "Известий" о том, что "Юрий Михайлович Лужков принял решение о направлении всех полученных средств на восстановление Новоиерусалимского монастыря", не только честь, но и призовой фонд премии, составляющий 5 тыс. евро, был разделен на всех лауреатов.

В комментариях, донесенных представителями московской прессы из далекого Лейпцига, преобладал восторг от той быстроты и решительности, с которой в Москве под руководством мэра решаются сложнейшие задачи в сфере реставрации. "Темпы выполнения восстановительных работ в Москве очень высоки - выше, чем у нас, - цитируют "Известия" слова Готфрида Кисова. - После принятия решения о выполнении работ до их начала проходит не больше года. У нас это невозможно из-за нашей бюрократии". Та же газета приводит слова министра экономики и труда Саксонии Томаса Юрка, который, правда, не является специалистом в области охраны памятников, но явно интересуется реставрацией как перспективной отраслью экономики. "До сих пор не могу понять, как можно было отреставрировать подобный объект в такие короткие сроки, - простодушно сознался он. - Для нас, жителей Лейпцига, в котором придается огромное значение реставрации и охране памятников, этот проект является настоящим образцом для подражания".

Неудивительно, что на таком информационном фоне медийный образ премии Бернхарда Реммерса, все больше уподобляясь прихотливой 3D-презентации, стал обрастать уже совершенно неожиданными стереоэффектами. Вскоре после возвращения триумфаторов из Германии под пером безвестного автора пресс-релиза городского стройкомплекса родился шедевр, из которого мы узнали, что Юрий Лужков получил "еще одну премию", причем не конкретно за Царицыно, а "за выдающиеся заслуги в области сохранения культурного наследия в Москве" вообще, а также что "московский опыт был рекомендован устроителями реставрационной ярмарки в Лейпциге для изучения и претворения в жизнь в странах Европы".

Хорошо, что в Европе не читают наших пресс-релизов?

Я начала эту статью с виртуального стенда Москвы, представленного, но не оцененного на выставке Denkmal. Им и завершу.

Дисплей, на котором невозмутимо красовалось название "одного из самых" ресторанов Москвы, стал для меня как и для многих посетителей выставки абсолютным смысловым центром всей экспозиции. Он стал той точкой, в которой варварство и торжествующая ложь нескольких десятилетий сконцентрировались в нестерпимо жгучий лазерный луч, и этот луч рассек и уничтожил всю благостную красоту окружающих картинок.

Реставрацию не зря сравнивают с медициной. Обе они имеют дело с жизнью и правдой. Перепутать мертвое и живое невозможно. Выдавать ложь за правду бессмысленно. Знаковое понятие сегодняшнего дня - подмена. Подмена культурного наследия - коммерческим заведением, стен, помнивших Пушкина, - новоделом, реставрации - псевдоисторической вампукой. Подмена красоты - гламуром. Подмена жизни - стереокартинкой. Подмена слов, подмена смыслов.

Но есть в русской орфографии знак, разоблачающий подмену. Это кавычки.

Что такое "музей" в кавычках? Это ресторан. Там кушают. Отойдите, граждане, не мешайте потребять?

А что такое "реставрация" в кавычках? Это спецэффекты. Ну, что рот разинули, граждане? Проходите, не застите экран?

Премия "за выдающиеся достижения?", присужденная "Европейским институтом по изучению принципов?", будучи освобождена от кавычек, оказывается знаком глубочайшей признательности производителя оптовому покупателю, а "международное признание" - удачным гешефтом немецкой фирмы.

А вот огламуренное Царицыно теперь так навсегда и останется в кавычках, как осталась только в кавычках усадьба Римского-Корсакова, и между этими двумя монументальными кавычками продолжает проваливаться на наших глазах Москва.

Кушайте, кушайте, граждане?


первоисточник: http://www.archnadzor.ru/?p=1672#more-1672


 

Warning: file_get_contents(data/3-138.bans) [function.file-get-contents]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/russist7/htdocs/newss/gbook/engine/guest.php on line 46
страницы:
06.03.09 Бюро пропаганды
Интересный материал на эту тему:
\"Сам дворец, поражает своей криптоисторической дерзостью.

Дешевые отделочные материалы соседствуют с дорогущими дубовыми панелями, вся фурнитура (ручки дверей и окон, перила, решетки..) представляет из себя некий, неизвестный истории искусства, стиль, берущий начало, вероятно, в безумных фантазиях поклонников Гарри Поттера.\"
Источник http://nikto001.livejournal.com/302042.html

Оставьте свой комментарий.


Введите ваше имя.
Введите ваш e-mail.
Введите текст комментария.

Введите цифры изображенные на картинке в поле: