МГО ВООПИиК

СТРАСТИ ПО СТРАСТНОМУ

Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

12.09.06 Движение «Народный Собор» призывает к поддержке проекта по восстановлению Страстного монастыря

7 сентября в конференц-зале «Союза писателей России» состоялась конференция по вопросу возрождения Страстного монастыря. Председатель Союза писателей России В.Н.Ганичев поддержал инициативу общественной организации «Бородино-2012» по возрождению Страстного монастыря.
Поводом проведения конференции стало решение мэра Москвы устроить на историческом месте пушкинской площади транспортную развязку и подземные парковки на тысячи машин. В результате чего облик Пушкинской площади должен кардинально измениться.
Движение «Народный Собор» выражает решительный протест против этого проекта и предлагает восстановить на этом месте исторически находившийся здесь с XVII века и разрушенный в 1938 г. Страстной монастырь — неотъемлемую часть архитектурного и исторического облика Тверской улицы и центра Москвы. Именно на его фундаментах стоит сегодня Пушкинская площадь. Проект восстановления Страстного монастыря на его историческом месте, сравнимый по значимости разве что с восстановлением Храма Христа Спасителя, может стать поистине всенародным проектом, символом возрождения России.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Страстной, 3-го класса необщежительный женский монастырь
Построен в 1654 г. царем Алексеем Михайловичем во имя Страстней иконы Божией Матери, от которой он и получил свое название, у стоявшего с 1646 г. храма Страстной Богоматери, куда эта икона была перенесена по повелению царя Михаила Феодоровича из нижнегородского имения князя Лыкова - села Палицы. Икона типа Одигитрии, чудотворная. В 1641 г. от иконы исцелилась женщина в Новгороде, после чего Лыков перенес икону в свое село. В Москву ее перенесли в 1649 г.
В 1778 г. обитель сгорела и в 1779 г. по повелению Екатерины II была возобновлена.
В 1812 г. при нашествии французов игуменья Страстного монастыря Тавифа с сестрами оставалась в монастыре, 3-го сентября неприятели ворвались в соборную церковь и ограбили ее. У св. ворот расстреляли 10 человек, тела их висели трое суток, 4-го сентября ворвались в обе церкви и все в них ограбили. Нижнюю церковь обратили в магазин, в келиях поселились гвардейцы. Игуменье позволили жить на паперти, через несколько дней дали келью. Церковь заперли, никого в нее не пускали. Через несколько дней прислали парчовые ризы и прочее нужное для службы, дозволили служить. Службу совершал монастырский священник Андрей Герасимов. Монастырское имущество было разграблено.
К 1907 г. в монастыре были следующие святыни: “В соборе: чудотворная Страстная икона Божией Матери и две иконы, писанные на стенах, Боголюбской Богоматери и Иоанна Воина. Иконы эти во время пожара, бывшего в 1778 г., остались невредимы от огня, тогда как весь собор выгорел. Налево, в галерее, в часовне хранился местночтимый крест с изваянием в натуральную величину Распятого на нем Христа.
У южных входных дверей храма находится глава св. великомученицы Анастасии Узорешительницы в серебряной вызолоченной гробнице (принесена в дар кн. Ел. Дим. Цициановой в 1841 г.).
Монастырь владел до революции 194 дес. земли и получал из казны 337 руб. 43 коп. При дёр. Коськовой Дмитровского уезда имелся хутор, на котором проживало 28 сестер. В монастыре: игумения, монахинь 55, послушниц 26 (кроме вышеупомянутых 28-ми). Монастырь славился прекрасным хором и замечательными рукоделиями монахинь.
К 1917 г. в монастыре было 3 храма с 7 престолами.
СОБОР СТРАСТНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ посреди монастырского двора. Построен в 1641—1646 гг. еще до основания монастыря. Перестроен к 1692 г. Во вновь выстроенный собор для всех трех престолов антиминсы выданы в 1692. Наверху придел Нила Столбенского, устроенный в 1899 г.в боковой галерее вдовой протоиерея Нила Воронцова, служившего в соборе 46 лет. Внизу придельная церковь Михаила Архангела, освящена в 1690 г. У нее приделы: Николая чуд. 1692 г.и на правой стороне в светлой галерее св. влкм. Анастасии Узорешительницы, освященной митр. Филаретом в 1844 г. Работа Быковского для Страстного монастыря началась еще в 1843 г. с отделки интерьера придела Анастасии в зимней церкви. Тут же у дверей покоилась ее глава в раке. Собор большой, пятиглавый, с ходовою папертью. Иконостас в нем новейшего устройства. Стены расписаны в 1870 г
ЦЕРКОВЬ АЛЕКСЕЯ ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ во втором ярусе колокольни. Колокольня построена архитектором М. Д. Быковским в 1849—1855 гг. на месте старой (1697 г. и освященной в 1707 г). Церковь освящена 24 окт. 1855 г. Под нею монастырские ворота. Церковь была в высоком четверике под часами с хорошим ампирным иконостасом и стенописью середины XIX в., с хорами и алтарем, выходящим внутрь монастыря, на собор.
ЦЕРКОВЬ АНТОНИЯ И ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКИХ при трапезной монастыря. С 1855 г. монахини трапезовали при колоколенной церкви. 10 мая 1898 г. была заложена отдельная трапезная у южной стены, выходящей на Страстной бульвар. Средства дала, по завещанию Л. Г. Шишкова, архитектор В. Ф. Жигарлович. При трапезной была небольшая одноглавая церковь, освященная 4 апреля 1899 г. Ограда монастыря построена вместе с колокольнею архитектором М. Д. Быковским в 1849—1855 гг.

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ. 30 марта 1919 г. Страстной монастырь был упразднен и кельи монастыря были заняты Военным комиссариатом.
В 1922 г. его захватили обновленцы, устраивавшие здесь между собой безобразные скандалы.
В июне 1924 г. в нем еще жили 204 монахини - и студенты Коммунистического университета трудящихся Востока”.
В апреле 1928 г. его помещения были переданы Центроархиву. Окончательно монастырь ликвидирован в 1928 г.
В начале 1929 г. монастырь был превращен в Центральный антирелигиозный музей -ЦАМ. Из воспоминаний М.Л.Богоявленского: "В соборе монастыря был устроен антирелигиозный музей. В нем были выставлены разные мощи, среди них мощи святителя Феодосия Черниговского, а рядом с ними труп фальшивомонетчика, найденный в лестничной клетке московского дома. Другие мощи состояли из костей, тряпок, бумаг и разного барахла. Я видел оба тела. Мощи Феодосия Черниговского потом были перевезены в Ленинград и помещены в стеклянном колпаке в Исаакиевском соборе. Это хорошо сохранившееся высохшее тело пожилого, с большой лысиной на голове человека, с остатками седых волос. У него был большой живот, так как на животе много складок. Лежит он, сложив руки на груди, как и положено покойнику (к этому времени со дня кончины св. Феодосия (1696 г.) прошло более двух веков.). Труп фальшивомонетчика производил неприятное впечатление своей неестественной изогнутой позой - это скорченный, вывернутый, неполностью сохранившийся труп. (Впоследствии мощи возвращены Церкви.)
В нач. 1930-х гг., по рассказам, в монастырь была привезена огромная деревянная позлащенная корона, украшавшая до революции церковь Воскресения в Барашах, и сброшена во дворе. Потом она пропала без вести.
В 1931 г. площадь из Страстной переименована в Пушкинскую. Страстную икону монастыря удалось перенести при закрытии в поныне действующую церковь Воскресения в Сокольниках; местночтимый крест - в церковь Знамения в Переяславской слободе.
В 1937 г. все здания монастыря были снесены и площадь расширили до современных пределов. Здесь в течение многих лет под пролетарские праздники и Новый год устраивались народные гулянья, базары, елки, аттракционы. Танцы и веселье продолжались до глубокой ночи.
В 1950 г. посреди площади устроен сквер с фонтанами и клумбами и сюда передвинут памятник Пушкина, стоявший напротив в начале Тверского бульвара.
В 1961 г. По проекту архитектора Ю.Н.Шевердяева выстроил кинотеатр “Россия” в восточной части бывшей монастырской территории, при этом были сломаны последние небольшие остатки строений обители.
Сразу за кинотеатром стоит поныне дом, с внешней стороны которого проходит Малый Путинковский пер. Ранее дом принадлежал Страстному монастырю.
21 марта 1990 г. монастырю Оптина пустынь передан большой колокол из музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Он был отлит 260 лет назад по указу императрицы Анны Иоанновны и принадлежал, по мнению знатоков Страстному монастырю. Колокол весит 193 пуда и обладает уникальным звучанием.