МГО ВООПИиК

РЕЗОЛЮЦИЯ V Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры г.Тюмень 21 сентября 2006 г.

Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
18 по 22 сентября 2006 г. в г. Тюмени состоялся V Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры.

Съезд был организован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) и Администрацией Тюменской области с участием делегации из 15 представителей региональных отделений и Центрального совета BOO "ВООПИиК".

На съезде обсуждались проблемы реализации законодательства об охране объектов культурного наследия, предложения по его совершенствованию, вопросы формирования единой системы органов охраны объектов культурного наследия, распределения полномочий и организации взаимодействия в сфере охраны памятников истории и культуры между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными организациями, а также вопросы развития культурного туризма как способа сохранения объектов культурного наследия.

РЕЗОЛЮЦИЯ
V Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры

г.Тюмень
21 сентября 2006 г.

Участники V Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры (далее также - Съезд), представляющие Администрацию Президента Российской Федерации, Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Минкультуры России, Росохранкультуру, Роскультуру, Ростуризм, органы охраны объектов культурного наследия 66 субъектов Российской Федерации, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, специализированные научно-исследовательские, научно-проектные и производственные организации в сфере сохранения культурного наследия, отмечают, что за период, прошедший с IV Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры (г. Тверь, 2005 г.) произошли отдельные позитивные изменения в системе государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия в Российской Федерации:

1) с 1 января 2006 года вступили в силу положения Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ, вносящие изменения в отдельные законодательные акты, регулирующие вопросы перераспределения полномочий в сфере охраны памятников истории и культуры, о необходимости которых указывалось в Резолюции IV Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры, в том числе:
- законодательно закреплена возможность нахождения в собственности субъектов Российской Федерации объектов культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения, в случае если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- разрешено участие субъектов Российской Федерации в финансировании мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения;
- закреплена возможность нахождения в муниципальной собственности объектов культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения, в случае если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, за исключением объектов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут находиться только в государственной собственности;

2) Федеральным законом № 133-ФЗ от 26.07.2006 внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, усиливающие ответственность за нарушения в сфере сохранения объектов археологического наследия;

3) воссоздан специально уполномоченный орган охраны памятников в Нижегородской области, в 11 субъектах Российской Федерации созданы специализированные структурные подразделения по охране памятников в составе органов управления культуры;

4) в ряде субъектов Российской Федерации достигнуто конструктивное взаимодействие между органами охраны памятников субъектов Российской Федерации и территориальными органами Росохранкультуры.
Вместе с тем, участники Съезда отмечают необходимость дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы в области охраны и сохранения культурного наследия:
- скорейшего принятия подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 № 73-Ф3(далее - Федеральный закон № 73-ФЗ);
- внесения в Федеральный закон № 73-ФЗ системных изменений, разрабатываемых Минкультуры России в рамках плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и требующих тщательной проработки с участием Росохранкультуры, органов охраны памятников субъектов Российской Федерации;
- усиления уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны и сохранения объектов культурного наследия.

Обсудив предложенные для рассмотрения на Съезде проблемы, участники Съезда решили:

1. Считать обязательным условием дальнейшего рассмотрения и последующего принятия внесение принципиальных изменений, изложенных в заключении Комитета Государственной Думы по культуре, в проект федерального закона № 332114-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом" в части государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо отметить недопустимость оформления охранных обязательств органами, осуществляющими полномочия собственника.

2. Считать необходимым внесение в указанный в п.1 резолюции проект федерального закона норм, касающихся:

а) наличия государственного органа охраны культурного наследия в системе органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обладающего необходимым квалифицированным составом и численностью, позволяющими осуществлять передаваемые полномочия без ущерба исполнению собственных полномочий как условия для передачи полномочий Российской Федерации;

б) детализации передаваемых полномочий;

в) уточнения перечней полномочий органов власти всех уровней в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия, в связи с тем, что в предлагаемой редакции законопроекта полномочия учтены не в полном объёме;

г) срока вступления в силу вышеуказанного законопроекта.

3. Одобрить основные концептуальные предложения, разработанные Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации о внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ:

а) необходимость дополнений и корректировки понятийного аппарата федерального закона № 73-ФЗ;

б) устранение пробелов и коллизий в правовом регулировании сферы охраны и сохранения объектов культурного наследия, в том числе внутренних противоречий, содержащихся в законе;

в) уточнение объектов государственной историко-культурной экспертизы;

г) урегулирование процедуры перемещения объекта культурного наследия;

д) внесение норм, предусматривающих процедуру аттестации специалистов-реставраторов;

е) выделение в отдельную статью порядка проведения работ на объектах археологического наследия;

ж) введение запрета на продажу археологических артефактов.

4. Считать нецелесообразным внесений изменений, предусматривающих специальное правое регулирование передачи в доверительное управление объектов культурного наследия.

5. Отметить, что вопросы отмены категорий историко-культурного значения и отнесения объектов археологического наследия исключительно к объектам федерального значения участники съезда требуют дополнительных обоснований и дальнейшей всесторонней проработки с участием" профессионального сообщества.

6. Одобрить основные положения проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации № 152940-4, подготовленного депутатами Комитета Государственной Думы по культуре в части определения обязательств по сохранению объектов культурного наследия и порядка публичного доступа к объектам культурного наследия.

7. Считать развитие культурного туризма перспективным направлением деятельности, направленной на сохранение объектов культурного наследия.

8. Просить Правительство Российской Федерации обратить внимание на необходимость принятия решений по отнесению памятников истории и культуры регионального значения к объектам культурного наследия федерального значения согласно предложениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. Отметить положительную роль Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры в деле охраны культурного наследия и рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации шире привлекать специалистов ВООПИиК и других общественных организаций к решению вопросов охраны культурного наследия.

10. Обратить внимание органов государственной власти субъектов Российской Федерации на необходимость обеспечения деятельности по скорейшей разработке и утверждению зон охраны объектов культурного наследия.

11. Просить Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации разработать ведомственные нормативные документы, регламентирующие состав работ, сроки и расценки на проведение охранных работ на объектах культурного наследия, в том числе на объектах археологического наследия.

12. Участники Съезда выражают всем лицам, активно участвовавшим в организации и проведении Съезда, благодарность за прекрасную организацию его работы.

13. Провести VI съезд органов охраны памятников истории и культуры- в 2007 году. Предложить Росохранкультуре определить место проведения съезда с учётом предложений органов исполнительной власти Республики Татарстан, Нижегородской области, Иркутской области и территориальных органов Росохранкультуры.

Резолюция принята 21 сентября 2006 г. в г. Тюмени единогласно.