МГО ВООПИиК

ЖЕНЕВСКИЙ АНАЛОГ МОСКОВСКИХ ПРИВЫЧЕК

Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
Action Patrimoine Vivant
Rue du Perron 19
CH-1204 Genиve
Suisse/Швейцария

Копия
Mme Erica Deuber Ziegler
Chemin de la Croix-de-Plomb 13A
CH-1281 Russin
Suisse/Швейцария

Уважаемые коллеги !

§ 5. Консервация памятников должна производиться в первую очередь в том случае, если памятник служит полезным обще-ственным целям; использование памятника в таких целях желательно, однако лишь в том случае, если при этом не на-носится ущерб его общему решению и оформлению. Только в этих пределах можно предпринимать и соглашаться на пе-реустройства зданий в соответствии с новыми современны-ми требованиями современной цивилизации.

§ 6. При консервации памятника следует принимать во внима-ние и его окружение. Если это окружение традиционно свя-зано с памятником, следует охранять его и препятствовать всяческим, новым застройкам, сноскам и т.п., могущим изме-нить его общее решение и пропорции.

(Из текста Венецианской хартии ICOMOS
/International Council on Monuments and Sites/,
1964 г.)

Обращение к Вам вызвано беспокоящим известием относительно планируемых строитель-ных мероприятий на территории исторического памятника Женевы – православного храма, освящённого в честь Воздвижения Креста Господня и воздвигнутого под руководством Антуа-на Крафта по проекту известного профессора архитектуры Российской Императорской Ака-демии художеств Давида Гримма.

Как стало известно, 5 августа 2002 года Общество Русской церкви в Женеве (организация, созданная для содействия приходу в заботе о нуждах русской церкви в Женеве и состоящая из некоторой части прихожан храма, но являющаяся самостоятельным юридическим лицом) об-ратилось в строительное ведомство кантона Женева (DAEL) с просьбой разрешить приходу строительство на территории церкви подземного приходского зала площадью 137 м.
11 сентября 2002 года подкомиссия «Памятники и древности», входящая в состав Комиссии по охране памятников, природы и мест, представляющих археологическую ценность (CMNS), Департамента строительства и благоустройства территории, дала неблагоприятный отзыв о проекте. В своём докладе кантональный эксперт по охране памятников, г-н П. Бэрчи (P. Baertschi), отметил следующее:
• при осуществлении проекта подземные работы неизбежно затронут и внешнюю стену здания храма;
• учитывая геологические особенности женевской почвы, предполагаемые работы с большой степенью вероятности могут спровоцировать оседание почвы с непредсказуемыми последствиями для здания (возможно появление трещин в стенах и крыше; примеры тому есть, аналогичные поземные работы вызвали повреждения двух исторически значимых зда-ний в Женеве – англиканской церкви и синагоги);
• деревья, кустарники и клумбы, которые неизбежно будут уничтожены в ходе строи-тельства, не подлежат восстановлению.
Кроме того, проект предполагает снос лестницы храма, что подвергает опасности паперть и колокольню (построена в 1916 году), фундамент которых не так прочен, как предполагалось.
Решением от 12 января 2004 года департамент строительства и благоустройства террито-рии кантона Женева отказал в разрешении инициаторам проекта.
Однако 10 февраля 2004 года Общество Русской церкви подало аппеляцию в кантональную комиссию по аппеляциям в области строительства. Аппеляция была удовлетворена 25 октября 2004 года.
15 декабря 2004 года Департамент строительства и благоустройства территории оспорил это решение в административном суде, настаивая на том, что проект представляет серьёзную опасность для здания церкви.
28 июня 2005 года административный суд Женевы аннулировал все предыдущие решения по этому делу и передал его на рассмотрение Государственного Совета (Conseil d'Etat de Genиve) для принятия окончательного решения. Данное решение ещё не принято.
Есть все основания полагать, что приход храма не только не единодушен в поддержке этого плана, но всё духовенство и значительная часть прихожан является его прямыми противниками.

Представляется важным, что возведению этого православного храма предшествовали со-бытия, которые следовало бы характеризовать как акцию дружественного межгосударствен-ного сотрудничества. Первая идея храма принадлежит Её Императорскому Высочеству Вели-кой княгине Марии Николаевне, старшей дочери Императора Николая I. В ответ на данную инициативу в 1862 году решением городских властей Женевы православной общине города был предоставлен участок земли для постройки храма. Несомненный интерес представляет также тот факт, что необходимый земельный участок был выбран на том самом месте, где в древности стоял монастырь св. Виктора, возможно сохраняющий свою ценность как объект археологических исследований.
Первый камень был заложен 26 сентября 1863 года. Церемония проходила в присутствии членов Царской семьи: князей Сергея и Георгия Романовских, герцогов Лейхтенбергских (в сопровождении князя Николая Ольденбургского), А.П.Озерова, посланника России в Швей-царии, господина Вотье, представителя Государственного Совета Женевы, и многочисленных молящихся из всех уголков Швейцарии. А три года спустя, 14 сентября 1866 года, храм был освящён в честь праздника Воздвижения Креста Господня.
Девятиглавый храм был задуман и воплощён в передовом для своего времени в российском зодчестве новорусском стиле из камня, добытого из швейцарских каменоломен. Стены её бо-гато декорированы серым мрамором.
Здание храма с прилегающим к нему небольшим садом окружены изящной чугунной ре-шёткой, образуя единый архитектурный ансамбль.
Крестовоздвиженская церковь в Женеве по праву считается достопримечательностью на-ционального значения, получив в 1979 году в Женеве статус исторического памятника.
К сожалению, юридически защищённым является только здание храма без прилегающей территории и сада, хотя церковь и сад всегда считались единым целым, о чём свидетельствуют архивные документы.

Уважаемые коллеги, вынужден обратиться к Вам, рассчитывая на Вашу сочувственную поддержку интереса к сохранению в подлинном неповреждённом виде женевского Крестовоз-движенского храма не только как выразительной достопримечательности города, но и ценного исторического памятника, выдающегося произведения зодчества, как живого свидетельства давних традиций, и, вместе с тем – духовной ценности, важной ещё и для формирования исто-рического самосознания будущих поколений.

С глубоким уважением

С. В. Королёв

заместитель председателя Центрального совета,
председатель Московского городского отделения
Всероссийского общества охраны
памятников истории и культуры