МГО ВООПИиК

МОСКВА-РЕКА БУДЕТ ЗАСТРОЕНА?

Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

На прошлой неделе в столице были подведены итоги архитектурного конкурса «Москва-река как ресурс развития городской жизни». Его главной задачей было показать, что набережные и сама река Москва могут быть использованы иначе, чем сейчас, когда вдоль реки расположены автодороги, в лучшем случае небольшие прогулочные зоны, а по воде ходят несколько прогулочных катеров. Но архитекторы направили свою фантазию отнюдь не на прилегающую к реке территорию, а на застройку самой территории реки.

Одиннадцать ведущих российских архитектурных бюро спроектировали плавучие объекты самого разного назначения, наглядно продемонстрировав, что акватория реки может использоваться для размещения гостиниц, концертных залов, театральных площадок и даже объектов социального назначения.

Бесспорно, проектирование сооружений на воде – совершенно особый вид зодчества. Он выходит далеко за пределы традиционной градостроительной практики, но именно в его рамках архитекторы могут решиться на смелые эксперименты и более радикальные художественные высказывания.

Как правило, строения на воде – это всегда уникальные, штучные произведения архитектуры. Среди реализованных проектов плавучих сооружений немало подлинных шедевров мирового значения, например, знаменитый передвижной театр Альдо Росси в Венеции.

Однако в нашей стране этому уникальному виду архитектурной практики до сих пор не уделялось должного внимания. И особенно обидно в этом смысле за Москву – «город пяти морей», мегаполис, стоящий на очень красивой реке. Удручающее состояние ее акватории, неразвитость инфраструктуры набережных, нефункциональность использования ее ресурсов и, наконец, просто непривлекательный внешний вид главной водной артерии города, – давно уже требуют самого активного вмешательства.

Хочется верить, что ситуация, наконец, сдвинулась с мертвой точки. Пугает в этом всем тот факт, что, как нередко бывает, строительство в Москве не знает удержу и меры, и может случиться, что водную поверхность в городе могут застроить так, что ее не будет даже видно.

Пока же власти Москвы приняли «Городскую целевую программу создания системы интермодальных пассажирских перевозок в городе Москве с использованием внутреннего водного транспорта на 2011–2013 гг.», в рамках которой будут благоустроены берега Москвы-реки. Тем временем Национальная ассоциация судовладельцев объявила конкурс на оформление акватории

Москвы-реки среди ведущих московских архитекторов.

И конкурс этот был необычен тем, что архитекторам фактически не ставили никаких границ, они оказались в уникальной ситуации абсолютной творческой свободы. Ставилась задача разработать экологичные, эстетичные и рациональные предложения по грамотному использованию водных ресурсов Москвы, создать проекты, которые привлекли бы общественное внимание к проблемам городской водной среды, и создать условия для скорейшей реализации программы по оживлению и реабилитации акватории Москвы-реки.

Но при этом единственным конкретным исходным условием проектирования (так называемым ТЗ) было, собственно, расположение объекта на воде. Архитекторы не были скованы ни типологией объекта, ни его площадью, ни даже месторасположением – они могли выбрать любую из набережных Москвы-реки или задействовать в своем проекте сразу несколько, что, кстати, некоторые бюро в итоге и сделали.

Победителем конкурса объявлен «Моспроект-4» и его проект «Свободное пространство». Архитекторы решили не мудрствовать, а пошли по пути наибольшей рациональности и простоты, рассудив, что в разное время суток и в разное время года на Москве-реке могут проходить самые разные мероприятия, каждому из которых, однако, нужно площадка. И именно такую площадку разработали в «Моспроекте-4» – довольно внушительных габаритов плавучую платформу с прозрачными бортиками по краям и несколькими техническими помещениями (включая туалеты) на подводном уровне. По замыслу архитекторов, летом площадка, покрытая газоном, может служить для проведения фестивалей, дискотек, частных вечеринок и т. д., зимой же она будет превращаться в каток.

Подобная идея трансформируемой архитектуры, подстраивающейся под окружающие обстоятельства и потребности, легла и в основу проекта Тотана Кузембаева «Пристань-галерея "Призрак"». Днем это совершенно обычный причал, к которому могут пришвартоваться корабли и высадить пассажиров, а вот ночью – галерея современного искусства.

Добиться подобной гибкости функций архитекторы удалось с помощью сложной игры с прозрачными перегородками: под определенным углом зрения галерея видна почти целиком, а под другим перегородки, наоборот, как бы накладываются друг на друга и растворяют друг друга в пространстве. Впрочем, этот проект Кузембаева был отмечен лишь поощрительным призом, а второе место в конкурсе заняла его плавучая гидролаборатория. Одетая в медиа-фасады и исследующая состояние воды в Москве-реке, лаборатория будет менять свой цвет в зависимости от степени загрязнения голубой артерии города. Вопрос, конечно, лишь в том, будут ли ее фасады хоть какими-нибудь, кроме кричаще-красного цвета?

Третье место по итогам конкурса было присуждено проекту мастерской Александра Асадова, предложившей создать плавучий бульвар, фактически продублировав набережную и тем самым значительно увеличив ее полезную площадь. Для Асадова, нужно признать, это проект очень характерный – именно этот архитектор разрабатывает варианты перекрытия железнодорожных путей и использования их в нуждах города. Над плавучим бульваром он также предлагает сделать эффектную волнообразную кровлю, временами ниспадающую до самой земли и образующую интересные пространства, которые можно использовать как кафе, концертные площадки, выставочные залы.

Несмотря на то, что формально у конкурса один победитель, реализованы, скорее всего, будут несколько проектов. И это понятно: необустроенных набережных в Москве много, а конкурс действительно предложил готовые сценарии их благоустройства и использования. Препятствием к реализации планов может стать лишь тот факт, что сама акватория Москвы-реки относится к федеральной собственности, и все планы московских властей можно будет реализовать только при их поддержке.

Источник: http://sob.ru/issue-24-3716.html

КОММЕНТАРИЙ МГО ВООПИИК:

Как обычно «дерзкие» решения московских преобразователей даже не предполагают сохранение Москвы как русского исторического города. Москва-река, от которой город получил своё имя, была и остаётся главным ландшафтным элементом городской среды. В соответствии с жизнью города она преображалась: оделась в гранит, украсилась мостами… Но ныне предлагают заполнить её плавучим мусором. Превратить Москва-реку в какой-то Гонконгский залив, забитый джонками и плавучими публичными домами… К колониальному представлению о России хотят добавить акцент азиатчины…

Что ж, денег у Черкизовского рынка хватит…


 

 

 


Warning: file_get_contents(data/1-274.bans) [function.file-get-contents]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/russist7/htdocs/newss/gbook/engine/guest.php on line 46
страницы:

Оставьте свой комментарий.


Введите ваше имя.
Введите ваш e-mail.
Введите текст комментария.

Введите цифры изображенные на картинке в поле: