МГО ВООПИиК

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ В ОСНОВАНИЕ ПАМЯТИ

Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
ОСНОВАТЕЛЬ ГРАДА ВЛАДИМИРА

История Владимира Залесского тесно связана с Крещением Руси, проходившим в Ростовской земле в 990 году, и с именем основателя города - князя Владимира Крестителя.

К этому времени на земли, заселенные угро-финскими племенами меря, уже пришли первые славяне. Первоначально это были новгородские купцы и ремесленники, селившиеся в Ростове, а затем и крестьяне. К концу X века славяне жили уже на всей территории от Ростова до Клязьмы, но преобладающим населением в крае все еще были меряне.
Языческий Северо-Восток, прежде всего, Ростов, настолько мощно сопротивлялся крещению, что князь Владимир основал в дальней от Ростова стороне на берегу Клязьмы цитадель христианства, поставив город, который назвал своим именем.
Владимир был поставлен на высоком мысу над рекой на месте современных Успенского и Дмитриевского соборов, рядом с существовавшим на месте современного Рождественского монастыря языческим поселением. Князь оставил в городе верную дружину с семьями и священников. В городе был построен храм, а в 3-х километрах от города вскоре был основан один из первых в Северо-Восточной Руси монастырей - Федоровский.
На основание города Владимира Залесского (990г.) князем Владимиром Крестителем указывает большинство русских летописей (Софийская, Тверская, Супральская, Ермолинская, Никоновская, Устюжская, Воскресенская, Степенная книга и др.). Но из политических соображений, что в период становления Москвы, что в петровские времена, что в советский период истории, центральной власти было невыгодно считать Владимир преемником Киева и связывать его основание со Святым равноапостольным князем. Проще было приписать основание города Владимиру Мономаху.
Владимир Мономах, побывав на берегах Клязьмы, был восхищен городом Владимиром, населенным купцами, ведущими торговлю с богатым Булгаром, искусными ремесленниками, просвещенными книжниками и священниками. Он настолько высоко оценил стратегическое и географическое положение Владимира, намного превосходящего положение не только Мурома, Суздаля и Ростова, но и имеющего много преимуществ перед самим Киевом, что уже тогда помышлял перенести сюда столицу Руси. Окружив Владимир новыми валами и крепостной стеной длиной 2,5 км, Владимир Мономах поставил его в число крупнейших городов Руси.
Через полвека Андрей Боголюбский осуществляет планы своего деда, перенеся сюда сначала столицу Северо-Восточной Руси, а затем и великий княжеский стол. Длина валов и крепостных стен города была увеличена до 7 км, превзойдя длину стен Киева (6 км) и Новгорода (4 км).

УСТРОИТЕЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Князь Владимир I Святославич - младший сын киевского князя Святослава Игоревича и ключницы княгини Ольги Малуши Любечанки, родился в 956 году в деревне Будутино под Псковом, куда разгневанная княгиня сослала свою беременную рабыню.

В 14 лет Владимир получил от отца престижное княжение в Новгороде. С 980 года - князь Киевский. Военными походами князь Владимир значительно расширил границы Руси, которые протянулись от устья Дуная до Балтики. Для обороны от печенегов - главных врагов Руси того времени, вдоль южной и юго-восточной границы были возведены так называемые Змиевы валы, построены крепости. Вместе с тем Владимир проявил себя мудрым дипломатом, заключив множество мирных и торговых договоров с соседями.
Русь стала богаче и стабильнее, чем при его предках. На торговых путях, шедших через страну, установился мир, который княжеская власть уверенно защищала. Выросли новые торговые и ремесленные центры, возникли - иногда и прямо его усилиями - десятки новых городов. Именно крупных городов, населенных посадским людом, а не просто сторожевых крепостей. Началось каменное строительство, наблюдался небывалый расцвет ремесел и торговли, чеканилась золотая и серебряная монета, открылись первые школы с книжным образованием. Все законы Владимир принимал советом с военачальниками и старейшинами городов.
Русь становилась могущественным европейским государством, народ которого любил и славил своего правителя, называя его «Красным Солнышком». Владимир объединил под властью Киева все восточно-славянские племена, многих финнов и балтов. Его трудами установилась целостная структура Русской земли с единым, централизованным в Киеве управлением. Вместо гигантского союза племен появилась новая историческая реальность - Киевская Русь. Именно она - единое государственное прошлое русских, украинцев, белорусов. Границы и независимость Руси получили общее международное признание.
Князь Владимир - подлинный устроитель Русской земли. При нем уходятродоплеменная старина - «варварство». Трудами князя Владимира выстраивается здание русской цивилизации.
Скоропостижно скончался в возрасте 59 лет в Берестове - своей загородной резиденции под Киевом. Случилось это 15 июля (28 июля) 1015 года.

СВЯТОЙ КРЕСТИТЕЛЬ РУСИ

Крещение Руси было одним из главных поворотных событий в истории нашей страны. Многие летописи называют его результатом «сознательного выбора вер» князем Владимиром. Сохранились сведения об его отказе немцам принять «латинское» христианство. А еще были иудеи, вера которых также была отклонена. Из арабских и персидских источников известно, что ранее князь Владимир желал принять ислам, но в итоге склонился к «греческой» вере.

Будучи мудрым политиком, князь не хотел попасть в зависимость от Византии (чего опасалась и княгиня Ольга, сама принявшая христианство, но не захотевшая крестить Русь), а потому решил принудить императоров Василия II и Константина VIII к тому, чтобы те сами обратились к нему с подобной просьбой.
Поводом послужило нежелание братьев - императоров отдать Владимиру в жены свою сестру Анну, Захватив византийский город Херсонес (Корсунь) в Крыму, он поставил перед императорами ультиматум: « Не отдадите за меня вашей сестры, то и с Царьградом будет тоже». Они отвечали: «Нельзя христианку выдать за язычника, но если крестишься, то получишь и сестру нашу, и вместе царство небесное». Корсунский епископ окрестил князя и дал ему христианское имя Василий в честь заочного крестного отца Василия II.
Вернувшись в Киев Владимир (Василий) крестил свой народ. Крещение Руси, проходившее в 988–992 годах, в основном, затронуло территорию вдоль пути «из Варяг в Греки» - от Киева на Днепре до Новгорода на Волхове. Но оно коснулось также Волыни и Ростовской земли. В Киеве крещение прошло сравнительно мирно. В Новгороде сопровождалось бунтами язычников, которые были подавлены.
В Ростовской земле, где политическое влияние Киева было все еще слабым, язычество оставалось господствующей верой вплоть до начала ХШ века. Первой цитаделью христианства в Северо-Восточных землях стал город Владимир Залесский, поставленный князем Владимиром в 990 году.
Приняв крещение и крестив страну, Владимир начал прививать законы новой христианской нравственности. Владимир сделал первые шаги и в заботе о распространении славянской грамотности, включавшей Русь в мир христианской культуры.
Каждый год, вдень 15 июля по юлианскому календарю (28 июля), во всех храмах Руси звучит торжественная величальная песнь в честь князя Владимира - крестителя.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

28 июля 200 7 года в День Памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя, через 992 года после его смерти, владимирцы устанавливают памятник основателю своего города.

Величественная композиция, изображающая князя верхом на коне и идущего рядом священника, расположена у бровки крутого склона коренного берега Клязьмы и возвышается над рекой более чем на 50 метров. В аркатурно-колончатом поясе памятника установлены барельефы святых, в Земле Владимирской просиявших: князей владимирских Андрея Боголюбского, Всеволода III Большое Гнездо, Георгия II Всеволодовича, Александра Невского, княгини владимирской Марии, преподобных Ильи Муромца и Софии Суздальской, а также святой княгини киевской Ольги. Именно отсюда 1017 лет назад смотрел князь в сторону Киева, и именно на этом месте принял решение: «Быть здесь городу»! Установка памятника явилась результатом четырехлетнего сотрудничества администрации города с Московским благотворительным фондом Святителя Николая Чудотворца. Фонд вышел с предложением о совместной установке памятника Владимиру Крестителю на условиях совместного финансирования работ (фонд берет на себя затраты на изготовление бронзовой фигуры князя, а город - постамента и работ по благоустройству прилегающей территории). Предложение полностью совпадало с планами владимирцев установить памятник основателю города и покончить с конъюнктурными спорами вокруг даты основания Владимира (долгие годы на Театральной площади ветшал камень на месте, где предполагалось установить памятник Владимиру Мономаху).
Вопрос о том, каким должен быть памятник, в том числе, в какую сторону должен быть направлен взгляд князя, широко обсуждался специалистами и общественностью. В окончательном варианте скульптурная композиция эффектно выглядит из-за клязьменской дали, с центральной аллеи парка им.А.С.Пушкина, идущей от Соборной площади, и с южной стороны Успенского собора.
Авторами проекта памятника являются московские скульптор Сергей Исаков, заслуженный художник России, и архитектор Сергей Герасимов. Скульптурная композиция изготовлена в городе Жуковском Московской области на одном из заводов авиационно-космического комплекса.
Установка постамента и работа по благоустройству территории выполнены специалистами из Владимира и Москвы.
Памятники Владимиру Крестителю поставлены в Киеве, Севастополе, Белгороде, а также Лондоне и Буэнос-Айросе.