МГО ВООПИиК

ВЕРНЁТСЯ ЛИ В МОСКВУ ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ ?

Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
ОСТАНКИ ЮРИЯ ДОЛГОРУКОГО МОГУТ ПЕРЕВЕЗТИ ИЗ КИЕВА В МОСКВУ.

Беззаветное самозванство и бесконечная мнительность – вот те два берега, между которыми вынужденно протекает река многообразной нашей жизни. Без малого двадцать лет назад идентификация первого же из вновь обретённых останков 78 человек при киевском храме Спас-на-Берестове вызвала сенсацию в научном мире – Юрий Долгорукий. Все доказательства тогда же были приняты без возражений.
Но таково уж, видно, свойство украинских сородичей наших – ни в жизнь не примут обмена без двойного дохода... Конечно же, изучение останков 8 десятков человек растянется примерно на век, а уж сомнения (сомнения ! научные сомнения !!!), разумеется, не рассеются вовек.
Отрадно лишь, что Украинская православная Церковь всё же допускает передачу останков князя-основателя Москвы, Костромы, Переяславля-Залесского... Надо бы, правда, говорить об их законном возвращении. Отравленный при жизни и по смерти не имеет покоя первый князь самостоятельной Северо-Восточной Руси, останки которого небрежно хранятся в картонной коробке неторопливой киевской науки (Института археологии НАНУ).
Будем же молиться о достойном упокоении законодателя истинно московского гостеприимства, оставившего нам память и о твёрдой руке своей, умевшей усмирять гордыню неблагодарных ценителей русского хлебосольства.
И да прекратим же сами издеваться над памятью отца-основателя нашего града !

Киев, 14 мая 2007 г.

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата допускает передачу Москве останков князя Юрия Долгорукого в случае их идентификации и принятия по этому вопросу политического решения. Об этом заявил управляющий делами УПЦ архиепископ Митрофан.
Великий князь Юрий Долгорукий в 1147 году основал Москву. В 1157 году он был отравлен киевскими боярами. Останки Долгорукого были идентифицированы в 1989 году археологом Виктором Харламовым, однако ряд ученых сомневается в том, что мощи принадлежат именно ему.
В апреле нынешнего года депутат Московской городской Думы Иван Новицкий инициировал перенос останков князя из киевской церкви Спаса на Берестове Киево-Печерской лавры в столицу России.
Депутат также обратился к президенту РФ Владимиру Путину и мэру Москвы Юрию Лужкову с предложением включить этот вопрос в программу визита президента Украины Виктора Ющенко в Москву, который планировался на начало апреля, но был перенесен в связи с политической ситуацией в украинском государстве.
Вопрос переноса останков в Москву ранее поднимался Лужковым. Со стороны Украины высказывалась возможность обмена останков Долгорукого на прах украинского писателя и кинорежиссера Александра Довженко.
«Если будет принято решение, если на научном уровне будет доказано, что это действительно останки Великого князя Юрия Долгорукова, конечно церковь примет участие в этой акции (передачи останков Москве) в том формате, который соответствует Церкви, то есть с молитвой придать земле останки человека, который был человеком, крещеным в православной Церкви», - сказал Митрофан на пресс-конференции в представительстве РИА Новости в Киеве. В то же время он отметил, что на сегодняшний день ученые не идентифицировали останки, найденные в середине минувшего столетия возле церкви Спаса на Берестове Киево-Печерской лавры.
«Поэтому я думаю, что в этом деле спешить не нужно», - подчеркнул архиепископ. Митрофан также отметил, что Православная Церковь старается воздерживаться от комментариев по данному вопросу, который является «политическим».
В свою очередь референт предстоятеля УПЦ Андрей Коваль призвал не переносить вопрос идентификации и переноса останков в Россию «из сферы научной в сферу политическую». Он сообщил журналистам, что украинская Православная Церковь консультировалась с академиком Петром Толочко, который сообщил, что на сегодня «ученые еще не пришли к выводу, что эти кости принадлежат Юрию Долгорукому». Ковал напомнил, что в середине прошлого века столетия в Киево-Печерской лавре были обнаружены останки около 78 человек, и которое из них принадлежит Великому князю, еще не установлено.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

ЮРИЙ (ГЕОРГИЙ) I ВЛАДИМИРОВИЧ ДОЛГОРУКИЙ (ок. 1091 –1157) – великий князь киевский (1149–1151, 1155–1157), ростовский и суздальский (1096–1149), князь переяславский (1135), родоначальник династии Владимиро-Суздальских великих князей, шестой сын великого князя Киевского Владимира и дочери английского короля Гарольда – Гиты.

При жизни отца правил в Ростово-Суздальской земле. Шестнадцатилетним юношей в 1108 был «оженен» на дочери половецкого хана Аепы Осеневича (имя не известно). После ее смерти был женился на дочери (по другим данным – сестре) императора Византии Мануила I Комнина, царевне Елене или Ольге (?–14 июня 1182). От двух жен имел множество детей. Среди них его будущие преемники на суздальском престоле – Андрей Боголюбский (1157–1174), Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212), и князья сопредельных земель (Илья Юрьевич, князь Курбский, Глеб Юрьевич, князь переяславский, Борис Юрьевич, князь белгородский, Мстислав Юрьевич, князь новгородский). Одна из дочерей Юрия, Ольга Юрьевна, была в 1150 выдана замуж за галицкого князя Ярослава Осмомысла.

Одно из первых упоминаний о самостоятельных действиях Юрия – его поход в 1120 против волжских булгар и покорение их земель.

После смерти отца в 1125 Юрий перенес свою столицу из Ростова в Суздаль. В 1132 году стал первым независимым князем Северо-Восточной Руси. С объявления Ростово-Суздальского княжества независимым от «киевского стола» берет начало феодальная раздробленность на Руси. В 1135 Юрий выпросил у брата Ярополка Владимировича южный Переяславль (ныне город Переяславль-Хмельницкий) и Остерский городок, отдав взамен ему часть земли Ростовской. Захватнические стремления Юрия не укрылись от его братьев, которые объединились с черниговскими князьями в борьбе за сохранение паритета сил. Юрию пришлось временно отступить, а к 1135 вернуться на свои ростовские земли, отдав часть переяславских земель другому брату, Андрею. Именно в эти годы Юрий и получил прозвище «Долгорукий» – за постоянное посягательство на чужие земли (за годы своего правления он также подчинил своему княжеству Муром, Рязань и захватил земли по берегам Волги) и стремление подчинить Ростово-Суздальскому княжению земли южного Переяславля и Киева.

По приказу Юрия на присоединяемых землях закладывались новые города: Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Городец и др. Стремясь закрепить навсегда за своими детьми незыблемость границ княжества (особенно с Новгородской феодальной республикой и Черниговским княжеством) Долгорукий распоряжался немедленно строить в пограничных областях крепости – Кснятин, Тверь, Дубну, позже крепостными стенами обросли также Переяславль, Юрьев-Польский и Дмитров. При Юрии был заложен и начал быстро расти и Владимир на Клязьме, ставший полвека спустя столицей Владимиро-Суздальского княжества (вобравшего в себя Ростово-Суздальское). Распространяя христианство в завоеванных им землях, Долгорукий распоряжался строить храмы, и их было заложено немало в Суздале, Владимире, на берегах реки Нерли.

Наряду с захватом новых территорий и основанием городов князь Юрий неудержимо стремился стать полноправным киевским правителем, властителем над всеми русскими князьями. В борьбе за великое княжение в Киеве ему не раз пришлось столкнуться с племянником Изяславом Мстиславичем. Три раза в этом соперничестве он побеждал и входил в Киев в качестве великого князя, но дважды отступал (в третий раз он победил и остался князем киевским до конца своих дней).

В 1147, организуя войско для борьбы за столичный киевский престол Долгорукому пришлось устроить небольшую встречу с новгород-северским князем Святославом Ольговичем, послав сказать Святославу: «Прииде ко мне, брате, в Москов!». Таким образом, встреча состоялась в небольшом поселении Москов (Москве), принадлежащем боярину С.И.Кучке, 28 марта 1147. В честь встречи Долгорукий с дружиной дал «обед силен». Эта дата первого упоминания о Москве в русской летописи традиционно считается днем основания будущей столицы Российского государства. После встречи владелец села боярин. Кучка, по свидетельству летописи, был умерщвлен, а дочь его, Улита Кучковна, была выдана замуж за основного претендента на наследование завоеванных отцом земель Андрея Юрьевича (будущего Боголюбского).

В 1149, воспользовавшись очередными княжескими усобицами, Долгорукий предпринял новый поход на юг против своего племянника князя Изяслава («Прогоню Изяслава, возьму его волость»). Опираясь на этот раз сам на поддержку черниговского князя («Изяслав уже в Киеве, ступайте ко мне на помощь!») он занял Киев, но в 1151 Изяславу Мстиславичу удалось вновь собрать войско и нанести поражение дяде. Долгорукий опять «целовал крест» (примирился) с родственниками и вынужденно вернулся в Суздаль.

В 1154 Долгорукий воспользовался смертью своего многолетнего соперника, Изяслава Мстилавича. Несмотря на конский падеж и опасности, подстерегающие его войско, он послал гонца к сыну Изяслава, Мстиславу, со словами: «Мне отчина Киев, а не тебе».

В третий раз в 1155 Долгорукий овладел киевским столом и остался великим князем киевским. Чтобы закрепить за своим родом завоеванное, Долгорукий щедро раздавал захваченные земли сыновьям (Андрею – Вышгород, Борису – Туров, Глебу – Переяславль южный, Васильку – Поросье)

Киевляне Долгорукого не любили, он был для них «пришлым», с севера. Жил он в своем княжестве, далеко от «матери городов русских», и именно поселения своей суздальской земли, в частности, всю ту же Москву в 1156 – распоряжался укреплять новыми деревянными стенами и рвами. Кроме того, в борьбе за Киев Юрий не раз прибегал к помощи половцев («черных клобуков»), и почти всегда являлся возмутителем спокойствия в периоды борьбы за престол.

В 1157 киевский боярин Осмянник Петрила пригласил Долгорукого на пир к себе в дом. После пира Долгорукий занемог, что дает основания предполагать, что он был отравлен. 15 мая 1157 Долгорукий умер в Киеве. По свидетельству летописца, сразу после его смерти киевляне разграбили выстроенные им для себя богатые хоромы и двор за Днепром, который Долгорукий именовал «раем», выгнали его сына Василька и перебили пришедший с ним суздальский отряд. Выражая свое отношение к правителю, киевляне отказались хоронить Юрия рядом с отцом, погребя его в Берестовской обители Спаса. В городе вспыхнуло восстание, в ходе которого завоевания Долгорукого на юге были ликвидированы.

Образ Юрия Долгорукого в художественной литературе представлен романами Д.Еремина Кремлёвский холм, П.Загребельного Смерть в Киеве. В 1954 в Москве на Тверской улице (тогда – улице Горького) был воздвигнут памятник Юрию Долгорукому, на котором высечено: «Основателю Москвы».

Наталья Пушкарева