МГО ВООПИиК

ОТЧЁТ МГО на ПРЕЗИДИУМЕ ЦС ВООПИиК

Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
СПРАВКА
О проблемах сохранения историко-культурного наследия Москвы и об участии Московского городского отделения ВОО ВООПИиК в сохранении историко-культурного наследия города


VIII-й съезд ВООПИиК определил основной задачей деятельности региональных отделений Общества организационное укрепление местных отделений и организаций Общества в целях более эффективного содействия государственным органам в охране памятников истории и культуры, контроле за их состоянием и использованием, в точном исполнении требований действующего законодательства об объектах культурного наследия. На выполнение этой комплексной задачи и были направлены основные усилия деятельности Московской городской организации Общества в прошедший послесъездовский период.

I.

Москва включена в Список исторических городов, которые должны охраняться в соответствии с действующим законодательством. В центре столицы, по данным ВООПИиК, под охраной находится 4146 памятников истории и культуры, в том числе 1894 памятника архитектуры, 790 - истории, 313 – археологии 112 памятников садово-паркового искусства, 850 исторических некрополей (памятные захоронения и ценные надгробья), 187 памятников монументального искусства. В городе выделены 9 заповедных зон, куда включены улицы с наиболее сохранившимися планировками: Китай-город (ныне вошедший в комплексную охранную зону Кремля), Остоженка, Кропоткинская, Арбат, Поварская, Петровка–Кузнецкий мост, Никитские улицы, Маросейка-Покровка, Замоскворечье.

Исторический центр столицы, ограниченный Камер-Коллежскими валами, занимает около 3 процентов от общей площади города, но здесь сосредоточено 65 процентов отдельных памятников культуры Москвы и 85 процентов из 12,5 тысяч объектов историко-градостроительной среды, входящих в состав комплексных охранных зон города. Это здания традиционной московской архитектуры, определяющие историческое лицо столицы.

Счётная Палата РФ определила, что в настоящее время на территории города Москвы находятся 3258 объектов недвижимости, отнесенных к памятникам истории и культуры, из которых 2986 объектов находятся в государственной и 272 - в частной собственности. В соответствии с историко-культурным значением 1494 объекта недвижимости относятся к памятникам федерального значения, 345 - регионального и 1419 - к вновь выявленным памятникам.

По недавно утверждённым Федеральным законам от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" распределена собственность на 1100 объектов культурного наследия, из них 544 объекта должны быть закреплены в федеральную собственность – в основном, это здания, в которых расположены федеральные учреждения и службы, и в городской собственности – 519 зданий, при этом 37 объектов пока остаются спорными.

Остаётся невыясненным фактом отсутствие в государственном учёте принятых под охрану государства (и не исключённых) объектов культурного наследия.

Остаётся проблема обеспечения доступности сведений об охраняемых государством памятников. Остаётся проблемой возможность спросить за разрушение (нарушение правил охраны, целостности и т.д.) памятников истории и культуры.

В результате многолетних последовательных усилий нашего Общества в Москве разработан и внедрён целостный комплекс организационных и правовых мер, направленных на обеспечение сохранности историко-культурного наследия. К таковым можно отнести:

– развитый комплекс действующих законодательных актов столицы (Устав города Москвы, Закон о градостроительной деятельности в Москве, Закон «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры г. Москвы», Закон «Об особо охраняемых природных территориях города Москвы», «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве»; «Об ответственности за нарушения правил охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры г. Москвы» и пр.);

– наличие специально уполномоченного государственного органа охраны памятников в статусе правительственного органа (в настоящее время – Комитет по культурному наследию г. Москвы);

– сеть действующих общественных советов и комиссий, связанных с рассмотрением градостроительных вопросов на исторических территориях города (Общественный совет при мэре Москвы, Градостроительный совет Москомархитектуры, Общественно-консультативный совета при главном архитекторе города, Центральная комиссия по сохранению зданий на исторических территориях города, Регламентные комиссии при главном архитекторе, Научно-методический совет и профильные Экспертные комиссии Москомнаследия и пр.);

– комплекс утверждённых правительственными постановлениями мер регламентного ограничения градостроительных мероприятий (постановления о комплексных охранных зонах московского Кремля, в пределах Бульварного кольца, Садового кольца, Камер-Коллежских валов и до границы МКАД, постановления, утвердившие систему сохранения зон с бассейнами видимости выдающихся памятников истории и культуры города, введение нормативных линий ланшафтно-визуального ограничения высотности строительства и пр.);

– наличие развитой современной научно-реставрационной базы как в проектной, так и в производственной составляющих;

– бюджетное ассигнование реставрационных мероприятий на памятниках истории и культуры, последовательное городское финансирование реставрации и содержания выдающихся историко-культурных и музейных комплексов; и др.

В городе проводится масштабная градостроительная реконструкция, нацеленная на преодоление современных многочисленных проблем жизнедеятельности мегаполиса: социальных, транспортных, жилищно-коммунальных, инженерных, реновационных (проблем обеспечения современных функций в использовании застройки исторических кварталов). Одной из наиболее сложных в техническом и градостроительном отношении является задача транспортного обеспечения города. Современное градостроительство Москвы отличает амбициозный характер, в городе реализован, реализуется и продолжает проектироваться, включая территорию исторического центра, ряд комплексных индивидуальных объектов повышенной этажности, претендующих на уникальность и призванных подчеркнуть равноценное положение столицы РФ среди передовых в экономическом отношении столиц мира. Ряд проблем современного московского градостроительства вытекает из ошибочного отказа от принципов генерального проектирования развития города, принятого взамен ему принципа «инвестиционного мониторинга».

Проблематика сохранения историко-культурного наследия Москвы имеет двойственный характер и вытекает как из очевидных трудностей и противоречий взаимосогласования современного градостроительства в столице и необходимых мер обеспечения сохранности исторического облика города, так и возникшего осложнения в виде неопределённости имущественного статуса (принадлежности) зданий-памятников федеральной категории охраны.

К наиболее животрепещущим проблемам в этой области отнесём:

– практику нового строительства на исторических территориях, включая ответственные участки непосредственно в центре города, исходя из принципа «инвестиционной привлекательности», что привело к целому ряду градостроительных ошибок, заметно исказившим исторический облик столицы;

– перегрузку в силу тех же причин исторических территорий города строительством новых офисных и торговых центров, не только дисгармонирующих с традиционной средой, но и усиливающих негативное влияние транспортных потоков в центре, не обладающего каким-либо резервом пропускной способности;

– отсутствие утверждённых подзаконных актов к Федеральному Закону № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

– отсутствие опубликованных государственных списков объектов, состоящих под охраной государства, а также ограничения на информацию о памятниках истории и культуры, установленные постановлением Правительства Москвы, что привело к значительным разночтениям и по количеству, и по составу охраняемых государством объектов, а также вновь выявленных памятников истории и культуры;

– заметное расхождение между утверждёнными (действующими) нормативными требованиями и практикой реализации градостроительных мероприятий, ведущих к физической утрате ценных объектов городской среды. (МГО ВООПИиК отмечает снос в последние 15 лет 641 объекта, пользовавшегося тем или иных охранным статусом, включая около 200 памятников истории и культуры);

– вовлечение в сферу производства реставрационных и ремонтно-восстановительных мероприятий, включая их проектирование, неспециализированных кадров и организаций и, как следствие, внешне декоративный характер «ремонтов» и «реставраций» большинства ценных исторических зданий и даже памятников истории и культуры;

– разрушение действовавшей на протяжении десятилетий системы подготовки кадров в области искусствознания и специалистов реставрационного производства.

Отдельной проблемой современного положения дел в столице следует признать ширящееся общественное неприятие проводимых в столице градостроительных мероприятий, явно выраженный протестно-политический, либо частно-заинтересованный характер общественных акций, что значимо сужает возможности содержательного, именно хранительного общественного участия в охране памятников.

II.

Деятельность Московского городского отделения ВООПИиК в подотчётный период носила преимущественно традиционный характер и была направлена на сохранение разнообразных форм нашего участия в охране памятников истории и культуры.
Основными направлениями деятельности Московского городского отделения ВООПИиК были:

– общественный контроль за состоянием памятников;

– общественная экспертиза проектов застройки, реставрации и реконструкции, как отдельных зданий, так и различных территорий города, проектов комплексных зон охраны памятников, их корректировка;

– участие в работе городских советов и комиссий;

– популяризация исторического и культурного наследия в выставочной и лекционно-экскурсионной формах;

– издательская деятельность;

– работа по укреплению и расширению массовой основы Общества;

– организация добровольной помощи в проведении реставрационных работ и благоустройстве объектов культурного наследия (как в Москве, так и в ближайшем Подмосковье);

– организация выездного реставрационного отряда (д. Масельга Каргопольского р-на Архангельской области);

– обеспечение работы общественных музеев при МГО ВООПИиК (Владимира Ивановича Даля, общественного музея «Слово о полку Игореве» и общественного музея при Есенинском обществе «Радуница»);

– взаимодействие и координация работы с общественными движениями в защите памятников истории и культуры и зон их охраны;

– новой стороной пропагандистской деятельности стало обеспечение самостоятельной странички МГО ВООПИиК (www.russist.ru) в сети Интернет.

Отделение в финансовом и кадровом отношении стабильно, пользуется устойчивым общественным авторитетом.

Вместе с тем, деятельность МГО Общества, потерпевшего значительное сокращение своей массовой основы, при свойственном нашему времени оттоку из сферы общественной деятельности квалифицированных специалистов не может быть оценена как масштабная существующим негативным процессам в области охраны культурно-исторического наследия столицы.

По-прежнему значительная общественная активность в области заботы о сохранении памятников Москвы проявляет себя вне координации с Московским городским отделением ВООПИиК, в частности, и по причине недостаточной работы МГО Общества.


Председатель совета МГО ВООПИиК – С.В.Королёв