БЛАЖЕННЫЙ ИНОК
ЖЕЛВАКОВА Ирина Александровна «Дом в Сивцевом Вражке». - М.: Моск. рабочий, 1982. - 192 с, ил.



Сивцев-Вражек-27

 

ЖЕЛВАКОВА Ирина Александровна «Дом в Сивцевом Вражке». - М.: Моск. рабочий, 1982. - 192 с, ил.

Дому с мезонином, затерявшемуся в переулках Арбата, суждено было сыграть заметную роль в литературной и общественной жизни России 40-х годов прошлого столетия. Особняк в Сивцевом Вражке стал центром притяжения лучших людей того времени. Его порог переступали историк Т.Н.Грановский, великий актер М.С.Щепкин, известные литераторы и друзья Герцена - Н.П.Огарев, И.С.Тургенев, В.П.Боткин, П.Я.Чаадаев. Не раз по скрипучей лестнице в мезонин поднимался В.Г.Белинский. Сейчас в тучковском доме, где писатель жил и работал в 1843-1846 годах, открыт Музей А.И.Герцена (филиал Государственного Литературного музея).
Путеводитель повествует о прошлом и настоящем старого московского особняка, в котором жил А. И. Герцен в 1843-1846 годах, а через 130 лет был открыт музей писателя - филиал Государственного Литературного музея. События переносятся из былого, от некогда шедшей в доме жизни, в современность, унаследовавшую от Герцена и его друзей тома сочинений, письма, картины. Книга воссоздает творческую атмосферу, царившую в доме, где великий писатель, философ, революционер встречался с видными деятелями культуры и создал многие произведения.
Рассчитана на массового читателя.


Дом, в котором Герцен жил в Москве в Сивцевом Вражке, стоит как стоял. Но если кто-то подумает, что в нем само собой сохранилось все именно так с 1846 года, когда Герцен уехал отсюда, тот ошибется. За это время в домике все менялось, и перекраивалось, и жили люди, не имевшие никакого отношения к Герцену, и мебель была не та, и вещи не те. Взятый под государственную охрану, домик выстоял, и в 1968 году было решено разместить здесь мемориальный, историко-литературный музей, посвященный Герцену. Однако сперва надо было наполнить его прежней жизнью, вызвать ощущение подлинности всего, что посетитель увидит, когда музей будет открыт.
Эта задача была возложена на Государственный Литературный музей. Музей принял новый объект, сделал его своим филиалом, а заведующей назначили Ирину Александровну Желвакову. Выбор был не случаен. И. А. Желвакова многие годы занимается Герценом и эпохой 30-60-х годов прошлого века, защитила диссертацию «по Герцену» и является знатоком этого времени.
Прежде всего, немало трудов было потрачено на то, чтобы скрупулезнейшим образом отобрать среди бесценных сокровищ Литературного музея уникальные портреты, памятные вещи, редкие московские виды, выявить в архивах и в запасниках других музеев все, что
могло бы пригодиться для воссоздания атмосферы эпохи и быта, обосновать каждую мелочь, «поселить в доме
самого Герцена».
Это удалось превосходно: сто с лишним лет отодвигаются в прошлое, и мы - в 1843 году. Сквозь окна, выходящие в переулок, видны комнаты Герцена, его рукописи, книги, колокольчик на секретере, тот самый, который звонил здесь при нем, печатка с бюстом Фридриха Шиллера, старинный подсвечник, портреты...
Как часто бывает в нашей стране, узнав о существовании музея, те, у кого сохранились вещи, принадлежавшие Герцену, понесли их в музей, чтобы предоставить для общего обозрения. В Москве сыскался целый сундук, а в нем десятки писем людей герценовского круга, самого Герцена, Огарева к их ближайшим московским друзьям - Татьяне Алексеевне и Сергею Ивановичу Астраковым. Кстати будет сказать, что письма эти - бесценный клад - «нашлись сами». Нынешние владельцы этой колоссальной переписки - Наталья Сергеевна и Борис Владимирович Антушевы, прослышав о существовании герценовского музея, правильно определили ее дальнейшую судьбу.
Другим событием в жизни музея было получение подарков - книг с надписями, рисунков, портретов, семейных реликвий, переданных правнуками Герцена - москвичкой Натальей Петровной Герцен и проживающими во Франции и Швейцарии Леонардом Ристом и
Сержем Герценом.
За очень короткий срок Музей Герцена стал одним из центров, куда приходят специалисты - литературоведы, историки революционного движения. Открылись научные заседания, в которых участвуют и зрелые, и молодые ученые, и не одни москвичи.
Автор ставил перед собой цель рассказать о герценовской Москве, о том, как начинался музей в Сивцевом Вражке, об истории некоторых экспонатов, но книга получилась шире задуманной. Рассказ о доме-музее стал путешествием по страницам герценовских писем и книг, путешествием в ту эпоху. Что ни страница - множество неизвестных фактов. Но не подумайте, что это тяжеловесная диссертация. Книга написана легко, даже, я бы сказал, увлекательно. Автор «видит» то, о чем он рассказывает, а благодаря этому «видим» и мы. Это - талантливая книга о Москве 40-х годов с ее идейными исканиями, спорами, о той молодой России, которой принадлежал великий русский революционер Александр Иванович Герцен.

Ираклий Андроников